Виктория Павленко
Конспект занятия «Звук [к] и буква К» (старшая логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные:
• познакомить со звуком К;
• научить характеризовать звуки К, по акустическим и артикуляционным признакам
• совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
• познакомить с буквой К;
Коррекционно - развивающие:
• закреплять понятие о месте звука в слове;
• упражнять детей в деление слов на слоге
• упражнять в правильном произношении звука [К] в словах;
• закрепить понятие «согласные звуки»;
• развитие фонематического слуха зрительного восприятия, памяти;
• развивать мелкую моторику.
Публикация «Конспект занятия „Звук [к] и буква К“ (старшая логопедическая группа)» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого,
• воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг с другом.
Оборудование: Зеркала, картинка для звука подражания, предметные картинки в названиях которых присутствует звук К; буква К; звуковые линейки, цветовые символы звуков, звуковые замки, домики для букв.
Ход занятия:
1. Организационный момент. На ковре.
Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка. Изобразите сердитого козла. Покажите, как испугалась маленькая девочка. Изобразите походку утят, важного индюка. Покажите, огорчение маленького цыплёнка,который хотел запеть как петух.
- Ребята, занимайте свои места за столом.
2. Сообщение темы занятия.
Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете какой звук, будем сегодня изучать:
«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (козёл);
«Часто умывается, а с водой не знается» (кот);
«Не огонь а жжётся» (крапива);
«Сто одёжек, и все без застёжек» (капуста)
Ребята, назовите первый звук в отгадках. Выделение звука К из слов козёл, кот, крапива, капуста, Правильно. Звук К
Выставляется картинка для звукоподражания : Идёт сильный дождик: КККК….
А теперь посмотрите, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук КККК. С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
3. Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признаком.
Хоровое и индивидуальное произнесение звуков К с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу)
Спинкой языка попробуй
Стукнуть сильно, быстро в нёбо
Глубже, ниже опускай!
К- короткий, К- взрывной,
К-без голоса глухой!
К- как камень крепкий звук,
Кость, кремень, камин, каблук.
Звук К: согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твёрдый, глухой.
Ребята, согласные твёрдые звуки живут в каком звуковом замке? Правильно в синем замке. Значит звук К обозначаем фишкой синего цвета.
4. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук»
Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, если есть в словах звук К.
5. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов АК,КА с выкладыванием схемы. Показ на схеме звуков по заданию логопеда: «Покажите звук К, а теперь звука А. Дети указывают на соответствующую фишку на схеме.
6. Физминутка.
Ходит по двору индюк (руки на поясе, высоко поднимаем колено)
Пролетел над полем жук (руки в сторону, махи руками)
По цветку ползет паук (шаги с продвижением, руки вперёд)
Обломился старый сук (хлопки).
Молодцы, тихонечко садитесь.
7. Закрепление звука в словах.
Работа с картинками: выбрать из ряда предметных картинок, те нарисованные предметы в названиях которых есть звук К, определить место звука К в этих словах.
8. Закрепление звука в предложениях. Игра «Живое предложение».
Составление предложений со словами, которые обозначают название картинок, выставленных на доске.
Затем дети выстраиваются в «живое предложение». Логопед указывает на одного из детей, а дети называют соответствующие слово.
9. Произношение звука К в чистоговорках.
Ка-ка-ка- бежит река
Ко-ко-ко-вижу далеко.
Ку-ку-ку- кукушка на суку.
Ак-ак-ак –у реки рыбак.
10. Физпауза. Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи.
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды - балда!
Наши курочки в окно-
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А наш Петя - петушок
Рано утром поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
11. Связь звука и буквы
- Ребята, как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук [К]?
- Буквой К (Показ буквы).
На прямую палочку справа села галочка,
там поныне и сидит-буквой К на нас глядит.
Игры с букой.
-Посмотрите, какая жалость наша буква потерялась!
Ну, ка домик ей найдите путь дорожку покажите.
В нужный домик поселите, и какой звук она обозначает, определите.
Дети определят домик буквы К в дидактических игровых пособиями «Домики для букв».
-Буква К гостей ждала пирогов напекла. Первой в гости к ней пришла буква А заглавная в алфавите главная. Стали буквы чай пить с пирогами и блинами, а потом играть слоги вместе составлять К… А догоняла слог первая начинала. Буквы за игрались и местами поменялись А…К.
Чтение слогов КА, АК
Логопед предлагает детям написать букву в воздухе, затем выложить её из счётных палочек.
- Давайте напишем букву К в воздухе (один столбик, а к нему присоединился другой, переломленный столбик).
- А теперь выложим букву К из счётных палочек.
- Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились.
11. Итог занятия.
Список использованной литературы
1. Пожиленко, Е. А. "Волшебный мир звуков и слов" (пособие для логопедов)-М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-224 с.
2. Гомзяк,О. С. "Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в старшей логогруппе/О. С. Гомзяк-М. ;изд. ГНОМ, 2014.-128 с.
3. Лопухина,И. С. Логопедия,-звуки, буквы и слова/И. С. Лопухина. -СПб. изд. :Корона Принт,2004-144 с.
4. Агронович,З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. -СПб. :ООО изд. "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2015.-160 с.