Татьяна Фионина
НОД «Водоплавающие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.
Задачи 1. Учить выделять и называть характерные признаки водоплавающих птиц.
2. Развить у детей интерес, логическое мышление, память, внимание.
3. Прививать любовь к водоплавающим птицам, вызвать желание заботится о них.
4. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме.
Темочки:
- Водоплавающие птицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы Кукла Незнайка. Презентация (лебедь, утка, гусь). Демонстрационный материал: макет пруда с изображением птиц (лебеди белые, чёрные, гуси, утки и гагара); картинки с изображение лап, клювов водоплавающих и обычных птиц. Оборудование для опыта: перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, жир, пипетки, растительное масло, бумага, кисточка.
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организацион. момент. Свободный вход в занятие Приходит в гости Незнайка с конвертом (здоровается с детьми).
– Ой, ребята, я шел к вам в гости и около пруда встретил много интересных и красивых птиц. Они мне очень понравились, и я сфотографировал их. А фотографии принес с собой, хотите посмотреть? (В конверте картины водоплавающих птиц).
В:– Ребята, посмотрите на фотографии, как можно назвать всех этих птиц одним словом?
Дети рассматривают иллюстрации.
– Водоплавающие.
2. Создание проблемной ситуации. Обсуждение проблемы. Мотивация детей к активной деятельности Незнайка: – Ребята только я совсем не знаю, что это за птицы? Мне очень бы хотелось узнать о них побольше. Вы можете мне помочь и рассказать обэтих птицах?
В: – Ну что ребятки, познакомим Незнайку с этими водоплавающими птицами?
– Тогда, Незнайка, присаживайся поудобней и внимательно слушай! – Ответы детей.
3. Решение проблемной
ситуации. Выполнение действий
1. Воспитатель загадывает детям загадки:
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива. (Лебедь)
Слайд №1. Лебеди – род птиц из отряда Гусеобразных, семейство утиных. Лебеди – перелетные птицы. Их считают символом красоты, чистоты, благородства. Бытует мнение, что пары лебедей соединяются на всю жизнь, и они не могут жить друг без друга. Шея лебедя в виде латинской буквы S. Длина тела 1, 8 м. На ногах плавательные перепонки. Клюв по длине равен голове. Лебеди бывают белые и черные.
Кормятся на мелководье, так как не умеют нырять. Питаются водными растениями, которые растут в воде или на болоте, насекомыми, личинками, червями, лягушками, рыбами. Слайд № 2. Пищу достают, погружая шею в воду. Обрывают со дна растения и шарят носом по илу. Нос, как ситечко: вода выльется, а вся живность останется.
Лапы лебедей не приспособлены для ходьбы, поэтому вода – стихия лебедей. Они тяжелые птицы, из-за этого не могут сразу взлететь и делают разбег, перебирают лапами и машут крыльями 15-20 метров, а только затем взлетают.
Слайд №3. «Как взлетают лебеди». Лебеди улетают в Африку в октябре, преодолеть им придется большие расстояния. Давайте пожелаем им счастливого пути и благополучного возвращения на Родину.
2. Воспитатель загадывает следующую загадку:
По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь. (утка)
Слайд №4. Отряд Гусеобразные – семейство утиных – род речные утки. Утки произошли от речных крякв. Тело уток широкое, обтекаемое, на лапах – перепонки. Как у других водоплавающих птиц. Плотное оперение уток водонепроницаемо – перья покрыты слоем жира, который выделяется копчиковой железой и отталкивает воду. Это помогает уткам взлетать сразу с воды даже после долгого плавания и ныряния. Утки линяют – сбрасывают старые перья – два раза год, летом и осенью.
Слайд №5. «Строение и виды перьев»
3. Опыт – эксперимент.
Дети вместе с воспитателем рассматривают гусиные перья и пуховые куриные перья. Смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.
Разбор фразеологизмов: «как с гуся вода», «Мокрый как курица».
4. Физкультурная минутка «Уточки».
Мы уточки, мы уточки,
Мы топаем по улочке,
Шагаем вперевалочку
И крякаем считалочку:
Кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Что нам реки и моря,
Раз, два, три, четыре, пять -
Нас водой не испугать.
5. Воспитатель загадывает последнюю загадку:
В перьях ходит, не спешит,
Часто на людей шипит.
Я чуть-чуть его боюсь.
Угадали? Это - (гусь)
Слайд №6. Отряд Гусеобразные – семейство утиных – род водоплавающих птиц. Гуси – крупная водоплавающая птица из семейства утиных. Ближайшими родичами гусей можно назвать лебедей. От последних гуси отличаются шеей, которая короче, чем у лебедя, формой клюва, уплощенного с боков, так что его высота больше ширины и более удобным расположением ног, что позволяет гусю активно передвигаться по суше, где он не только отдыхает от плавания, но и кормится.
Слайд №7. «Лапы с перепонками и клюв водоплавающих птиц»
6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений водоплавающих птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например, на юг улетают лебеди. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
7. Словесная игра «Считай и называй»
Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например, «У меня два лебедя», «У меня пять уток». Дети отгадывают загадку.
Рассматривают фото с презентации.
Отвечают на вопросы воспитателя.
–
Совместная с воспитателем работа над опытом.
Руки прижаты к туловищу, ладони в стороны.
Шагают "вперевалочку" на месте.
Ладошки сложены "клювиком"
Открывают и закрывают " клювик"
Волнообразные движения руками
Загибают поочерёдно пальцы
Разводят руки в стороны.
4. Подведение итогов (и /или представление продукта)Рефлексия –О каких птицах мы беседовали?
– Что нового вы узнали о водоплавающих птицах?
– Какой опыт – эксперимент мы проводили?
– В какие игры играли? Что понравилось?
Ответы детей.
5. Свободный выход из занятия (переход к самостоятельной деятельности) Незнайка: –Ребята, большое спасибо! Я очень много интересного узнал! В благодарность за ваши старания, я подарю вам всем раскраски птиц, с которыми мы сегодня познакомились. Вы можете их раскрасить. А мне пора, до свидания, ребята! Дети раскрашивают птиц.