Ирина Иванова
Конспект НОД «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах. Но для начала прошу вас ответить на вопрос:
Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?
Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
А вот и первое стихотворение. Его написал
Анатолий Тараскин. Называется оно «Письма».
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Так кто же написал письмо?
А чем они писали? На чём?
Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы?
А теперь давайте отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
(Воробей)
(на доску прикрепляется картинка с изображением воробья)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Какой звук издаёт воробей?
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Ребята, скажите, а какая птица умеет ворковать?
Картинка с изображением голубя крепится на доске.
Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Как голубь воркует? (Гру-гру)
А вот и следующая наша гостья:
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
(Сорока)
Картинка с изображением сороки крепится на доску.
Послушайте, как трещит сорока. (звучит аудиозапись)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны прикрепляется к доске.
Послушайте, как ворона каркает. (звучит аудиозапись)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
А про какую птицу говорят так?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на доску.
Послушайте, как стучит дятел. (звучит аудиозапись)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Угадайте, что это за птица?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря пмещается на доске.
Послушайте, как снегирь поёт (звучит аудиозапись).
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
На доске помещается картинка с изображением синицы.
Послушайте, как синичка поёт. (звучит аудиозапись)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Картинка с изображением клёста помещается на доску.
О ком речь?
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Какую пользу приносят совы?
Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Ребята! Вот и подходит к концу наша птичья выставка. Каких птиц мы сегодня увидели? (Воспитатель по одной указывает на картинки с изображениями птиц)
Когда приходят зимние холода, эти птицы никуда не улетают, а остаются в своей прежней среде обитания. Как их можно назвать одним словом? Почему?
Физкультминутка
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И вместе вернёмся назад.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»
А теперь я предлагаю вам еще немного поиграть. Я оставлю на доске шесть птичек. А вы всех их запомните. Потом по моей команде вы закроете глаза, а когда откроете — одна птичка уже улетит. Что это будет за птичка — вы и должны будете мне назвать? Ну что, попробуем?
Ребята. Птицы приносят человеку пользу. Какую?
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. А как мы можем помочь птицам зимой?
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Сейчас мы с вами еще немножко поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
А теперь представьте, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке? Давайте всех их назовем.
А как их назвать одним словом?
Вот и подошла к концу наша прогулка на птичью выставку. Что вам понравилось сегодня делать больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?
Дети сидят на ковре.
Воспитатель: Ребята, я вчера прочитала одну очень интересную сказку. А вы любите сказки?
Дети: Да.
В. : Хотите я вам её прочитаю?
Д. : Да.
В. : Она называется «Возвращение на родину». Вы знаете, что такое родина?
Д. : Родина – это наш дом.
В. : Правильно, это место, где мы родились, где мы выросли, где живут наши близкие люди, друзья. Где нам хорошо и куда всегда хочется возвращаться, где бы ты ни был. Так вот, сейчас мы узнаем, кто в этой сказке вернулся на родину.
(воспитатель читает детям сказку «Возвращение на родину» автор Ирис Ревю, дети слушают, по ходу чтения воспитатель вывешивает на доску изображения кормушки и птиц)
Сказка «Возвращение на родину»
Автор сказки: Ирис Ревю
Весна уже вовсю хлопотала. Она просила ручейки журчать посильнее, капели стучать повеселее, снега таять побыстрее.
Весна попросила Красное Солнышко помочь ей разбудить землю, вывести из спячки могучий лес, убедить перелётных птиц вернуться на родину. Весна и Солнышко старались вовсю.
А тем временем, возле кормушки маленькая синица и малыш-воробей деловито переговаривались.
— Видал новую птицу? — спросила синица воробья. Воробей, конечно, видел новенькую. Стройная, длиннохвостая, с жёлтой, как весеннее солнышко, грудкой. Это была трясогузка.
— Ты новенькая? — спросили воробей и синица незнакомую птицу.
— Нет, — ответила длиннохвостая. Я – перелётная птица, после зимних холодов из тёплых стран вернулась домой. Мне хорошо знаком этот лес.
— Расскажи нам про тёплые страны, — попросили воробей и синица.
— Хорошо, — сказала перелётная птица. — Там хорошо, много корма. А корм для птиц – это не последнее дело. Там жаркие солнечные лучи и длинный день. Но весной, так устроено, что все перелётные птицы возвращаются на родину. Здесь у нас появляется потомство. Воробей и синица внимательно слушали трясогузку. А потом все вместе лакомились вкусным кормом.
(Обсуждение сказки с детьми)
В. : Ребята, о ком эта сказка?
Д. : О птицах.
В. : О каких птицах здесь говорится?
Д. : О воробье, синице и трясогузке.
В. : Все верно, молодцы! А кто из этих птиц вернулся на родину?
Д. : Трясогузка.
В. : Молодцы, вы очень внимательные. А кто запомнил, где она была, куда летала?
Д. : В теплые края.
В. : Если птичка улетает на юг, значит она …
Д. : Перелётная.
В. : Верно. А почему воробей и синица никогда не были в тёплых краях?
Д. : Потому что они – зимующие птицы.
В. : Правильно, ребята. А каких еще перелётных птиц вы знаете? Кто еще вместе с трясогузкой возвращается весной на родину, знаете?
Д. : Да. Ласточка, грач, кукушка, скворец, соловей, лебедь, журавль, утка.
(Когда дети называют птицу, воспитатель вывешивает иллюстрацию каждой птицы на доску)
В. : Какие вы молодцы, сколько птиц назвали. Это все перелётные птицы. Давайте еще раз на них посмотрим и повторим их названия.
(Воспитатель показывает на каждую птицу и говорит ее название, дети повторяют)
В. : Ребята, давайте вспомним, чем занимаются птицы весной на родине. Что рассказывала трясогузка синице и воробью, помните?
(Воспитатель показывает серию сюжетных картинок «Жизнь птиц весной», по которым дети должны составить рассказ о том, что птицы делают весной :
1 картинка - птица вьёт гнездо.
2 картинка - птица около гнезда с яйцами.
3 картинка – птица около гнезда с птенцами.)
Д. : Весной птица сначала вьёт гнездо из маленьких веточек, потом птичка откладывает яйца и ждёт появления потомства, с нетерпением ждёт, когда на свет появятся её птенцы, потом мама-птица заботится о своих птенцах, кормит их и ухаживает за ними до тех пор, пока они не станут самостоятельными.
В. : Правильно ребята.
(Дальше воспитатель проводит дидактическую игру «Закончи предложение», в которой дети тренируются в употреблении множественного числа)
На дворе дерево, а в лесу … (деревья)
Одна птица вьёт гнездо, а птицы … (вьют гнёзда)
В гнезде птенец, а в гнёздах … (птенцы)
В. : Устали, давайте немножко отдохнём.
(Воспитатель проводит физкультминутку, дети выполняют движения соответственно тексту)
Птички летели, (бегают и машут руками)
Крыльями махали,
На деревья сели, (сели на корточки)
Вместе отдыхали.
Птички уснули, (опустили голову вниз, необходимо почувствовать напряжение мышц шеи сзади)
Птички проснулись и вертят головой, (повороты головы влево-вправо)
Отдохнули и дальше полетели (побежали, руками машут и сели на места)
В. : Ребята, к нам сегодня прилетел один птенчик с вами поиграть (воспитатель достаёт игрушку птенчика). Он тоже любит играть, как и все дети.
(Воспитатель проводит речевое упражнение «Назови ласково»)
Птенчик: Здравствуйте, ребята. Я хочу кое – что проверить, поможете мне?
Д. : Да.
Птенчик: Взрослые птицы говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья, а сейчас у меня маленькие - … (крылышки)
Когда я вырасту, у меня будет клюв, а сейчас у меня маленький - … (клювик)
Когда я стану взрослым, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие - … (глазки). У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие - … (перышки)
Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня - … (головушка, головка)
Когда я стану большим, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький - … (хвостик)
Ребята, это правда?
Д. : Да.
Птенчик: Я очень хочу поскорее вырасти. Спасибо вам, а сейчас мне пора, а то мама с папой будут волноваться. До свидания, дети!
Д. : До свидания, птенчик.
В. : До свидания, птенчик. Прилетай к нам еще, когда вырастишь.
Итог: О ком мы сегодня разговаривали? Что делали? Какую сказку читали? Кто к нам в гости прилетал? Что интересного и нового узнали?