Наталья Шишкина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Водоплавающие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме, расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.
Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность. Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.
Обогащение тактильных ощущений через опытно-экспериментальную деятельность.
Активизировать словарь - перепонки, водоплавающие, водостойкие, сальная железа.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Водоплавающие птицы“» размещена в разделах
- Водоплавающие птицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: Гнездо, шапочки-лаборанта, картинки с изображением птиц, «Чудо-дерево», макет пруда, перья пуховые и маховые, микроскопы, замок-молния, ёмкости с водой, полиэтиленовые пакеты, салфетки, пропитанные жиром, чистые салфетки, схемы-знаки.
Ход занятия:
- Ребята, вы любите загадки?
Послушайте внимательно одну из них: «Они летать умеют, их пух и перья греют» /птицы/
Сейчас время года, когда птицы возвращаются в родные края.
Посмотрите ребятки, какие необычные, загадочные домики, вьют птицы для себя, чтобы высиживать яйца. Сколько труда они вкладывают, чтоб свить это небольшое гнёздышко. (показ гнезда. - в нем перья, картинки с изображением)
- Сегодня я приглашаю вас в «Птичью лабораторию» - надеваем шапочки, бейджи. Правила поведения в лаборатории.
- Чем отличаются птицы от других животных? Ответ: (летают, есть перья, клюв, пух).
- В гнёздышке лежат перья, рассмотрим их. Чем различаются перья? (цветом, размером, формой)
- Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где он у пера? Покажите его.
- Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие. Если подует ветерок… пёрышко полетит.
- Подумайте, зачем нужны птицам маленькие пёрышки? Рассматриваем пуховые перья.
- Какие они? (мягкие, пушистые, нежные).
Эти перья обогревают птицу, нужны для тепла.
- Для чего нужны большие перья? …Рассматриваем маховое перо – у пера есть стержень и прикреплённое к нему опахало. Подбрасываем перо- падает медленно, плавно кружиться – потому что перо лёгкое, внутри стержня пустота.
Машем пером – перо эластично пружинит, не расцепляет волосков.
Рассматриваем опахало через микроскоп – на бороздках пера есть выступы и крючки, которые прочно и легко между собой совмещены.
-А вы знаете, что учёные, изучив строение пера, придумали очень полезную вещь - замок-молнию.
- Вопрос – вывод: Ну что ребята, для чего нужны перья птицам? Перья нужны птицам для тепла, для полёта – птицы, как бы опираются крыльями о воздух, отталкиваются от него и летят.
Отмечаем вывод схемой-знаком на мольберте.
-Ребятки вы наблюдали, что птицы живут везде и в городе, и в деревне, в лесу и в поле, и у речки, и у пруда, и около моря. Мир птиц очень разнообразен…
Д/И «Кто, где живёт?» классификация птиц по среде обитания – «Чудо-дерево» и «Река».
- Какие птицы живут около воды? (лебедь, утка, гусь)
- Как называются птицы, которые живет около воды и умеют плавать? (водоплавающие)
-Ребята, а вам интересно почему эти птицы умеют плавать? Схема-вопрос (возможно дети уже знают, а так ли это доказать опытом)
- Рассмотрим лапу водоплавающей птицы. Иллюстрация
- Какая она? (лапа широкая, с перепонками между пальцев)
- Для чего нужна такая лапа, мы узнаем, когда проведем опыт.
Опыт №1 «Как легче плавать?»
Опустим руку с растопыренными пальцами в воду, проведем ею в воде. Результат: вода проходит между пальцев. Мы не можем оттолкнуться от воды.
Затем проделаем тоже самое, но на руку наденем полиэтиленовый пакет.
- В каком случае рука сильнее отталкивает воду?
Наша рука стала похожа на лапу с перепонками. У кого такие лапы?
- Зачем перепонки на лапах? (чтобы лучше отталкиваться от воды, чтобы двигаться) Иллюстрация
-Кожные перепонки на лапах птиц помогают им отталкиваться от воды и плыть.
- Какие предметы придумал человек, которые напоминают утиные лапки (весла, ласты). Могла бы лодка плыть, если мы будем грести не веслами, а вилами) Человек наблюдая за животными, придумал такие удобные вещи как весло, ласты. Иллюстрация
Отмечаем вывод схемой-знаком.
-Ребята, курочка может плавать? Почему? (нет перепонок на лапках)
-А ещё, если курица попадёт в воду, она тут же намокнет, в народе так и говорят про человека, который промок под сильным дождём - «Мокрый как курица».
Сейчас мы узнаем еще одно важное отличие водоплавающих птиц.
Почему гуси, утки, лебеди не намокают, хотя подолгу находятся в воде?
Опыт №2 «Жир отталкивает воду»
-Возьмите чистый лист бумаги, положите её в воду. Что произошло?
(Бумага впитала воду и размокла)
-А теперь возьмите лист бумаги, пропитанный жиром (маслом, положите в воду. (Не тонет, вода скатилась, бумага осталась сухой).
- Жир, ребята, не даёт воде впитываться, и вода скатывается.
Оказывается, у водоплавающих птиц есть специальная сальная железа, они при помощи клюва смазывают каждое пёрышко. Поэтому эти птицы могут жить в воде, долго-долго плавать и нырять. Иллюстрация
Не зря в народе говорят: «Как с гуся вода», потому что вода скатывается с их перьев, и они выходят из пруда сухими.
Отмечаем вывод схемой-знаком.
Ну что ребятки, загадочные существа – птицы. Что необычного есть у птиц, особенно у водоплавающих? Почему водоплавающие птицы умеют плавать?
Вывод: у них есть кожные перепонки между пальцами и сальная железа, смазывать перья от воды.
Просмотр видео-зарисовки «Уточки на пруду».
На этом наша работа в «Птичьей лаборатории» закончилась, предлагаю вернуться в группу.