Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Водоплавающие птицы»

Наталья Шишкина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Водоплавающие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Учить устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме, расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.

Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность. Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.

Обогащение тактильных ощущений через опытно-экспериментальную деятельность.

Активизировать словарь - перепонки, водоплавающие, водостойкие, сальная железа.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Водоплавающие птицы“» размещена в разделах

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: Гнездо, шапочки-лаборанта, картинки с изображением птиц, «Чудо-дерево», макет пруда, перья пуховые и маховые, микроскопы, замок-молния, ёмкости с водой, полиэтиленовые пакеты, салфетки, пропитанные жиром, чистые салфетки, схемы-знаки.

Ход занятия:

- Ребята, вы любите загадки?

Послушайте внимательно одну из них: «Они летать умеют, их пух и перья греют» /птицы/

Сейчас время года, когда птицы возвращаются в родные края.

Посмотрите ребятки, какие необычные, загадочные домики, вьют птицы для себя, чтобы высиживать яйца. Сколько труда они вкладывают, чтоб свить это небольшое гнёздышко. (показ гнезда. - в нем перья, картинки с изображением)

- Сегодня я приглашаю вас в «Птичью лабораторию» - надеваем шапочки, бейджи. Правила поведения в лаборатории.

- Чем отличаются птицы от других животных? Ответ: (летают, есть перья, клюв, пух).

- В гнёздышке лежат перья, рассмотрим их. Чем различаются перья? (цветом, размером, формой)

- Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где он у пера? Покажите его.

- Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие. Если подует ветерок… пёрышко полетит.

- Подумайте, зачем нужны птицам маленькие пёрышки? Рассматриваем пуховые перья.

- Какие они? (мягкие, пушистые, нежные).

Эти перья обогревают птицу, нужны для тепла.

- Для чего нужны большие перья? …Рассматриваем маховое перо – у пера есть стержень и прикреплённое к нему опахало. Подбрасываем перо- падает медленно, плавно кружиться – потому что перо лёгкое, внутри стержня пустота.

Машем пером – перо эластично пружинит, не расцепляет волосков.

Рассматриваем опахало через микроскоп – на бороздках пера есть выступы и крючки, которые прочно и легко между собой совмещены.

-А вы знаете, что учёные, изучив строение пера, придумали очень полезную вещь - замок-молнию.

- Вопрос – вывод: Ну что ребята, для чего нужны перья птицам? Перья нужны птицам для тепла, для полёта – птицы, как бы опираются крыльями о воздух, отталкиваются от него и летят.

Отмечаем вывод схемой-знаком на мольберте.

-Ребятки вы наблюдали, что птицы живут везде и в городе, и в деревне, в лесу и в поле, и у речки, и у пруда, и около моря. Мир птиц очень разнообразен…

Д/И «Кто, где живёт?» классификация птиц по среде обитания – «Чудо-дерево» и «Река».

- Какие птицы живут около воды? (лебедь, утка, гусь)

- Как называются птицы, которые живет около воды и умеют плавать? (водоплавающие)

-Ребята, а вам интересно почему эти птицы умеют плавать? Схема-вопрос (возможно дети уже знают, а так ли это доказать опытом)

- Рассмотрим лапу водоплавающей птицы. Иллюстрация

- Какая она? (лапа широкая, с перепонками между пальцев)

- Для чего нужна такая лапа, мы узнаем, когда проведем опыт.

Опыт №1 «Как легче плавать?»

Опустим руку с растопыренными пальцами в воду, проведем ею в воде. Результат: вода проходит между пальцев. Мы не можем оттолкнуться от воды.

Затем проделаем тоже самое, но на руку наденем полиэтиленовый пакет.

- В каком случае рука сильнее отталкивает воду?

Наша рука стала похожа на лапу с перепонками. У кого такие лапы?

- Зачем перепонки на лапах? (чтобы лучше отталкиваться от воды, чтобы двигаться) Иллюстрация

-Кожные перепонки на лапах птиц помогают им отталкиваться от воды и плыть.

- Какие предметы придумал человек, которые напоминают утиные лапки (весла, ласты). Могла бы лодка плыть, если мы будем грести не веслами, а вилами) Человек наблюдая за животными, придумал такие удобные вещи как весло, ласты. Иллюстрация

Отмечаем вывод схемой-знаком.

-Ребята, курочка может плавать? Почему? (нет перепонок на лапках)

-А ещё, если курица попадёт в воду, она тут же намокнет, в народе так и говорят про человека, который промок под сильным дождём - «Мокрый как курица».

Сейчас мы узнаем еще одно важное отличие водоплавающих птиц.

Почему гуси, утки, лебеди не намокают, хотя подолгу находятся в воде?

Опыт №2 «Жир отталкивает воду»

-Возьмите чистый лист бумаги, положите её в воду. Что произошло?

(Бумага впитала воду и размокла)

-А теперь возьмите лист бумаги, пропитанный жиром (маслом, положите в воду. (Не тонет, вода скатилась, бумага осталась сухой).

- Жир, ребята, не даёт воде впитываться, и вода скатывается.

Оказывается, у водоплавающих птиц есть специальная сальная железа, они при помощи клюва смазывают каждое пёрышко. Поэтому эти птицы могут жить в воде, долго-долго плавать и нырять. Иллюстрация

Не зря в народе говорят: «Как с гуся вода», потому что вода скатывается с их перьев, и они выходят из пруда сухими.

Отмечаем вывод схемой-знаком.

Ну что ребятки, загадочные существа – птицы. Что необычного есть у птиц, особенно у водоплавающих? Почему водоплавающие птицы умеют плавать?

Вывод: у них есть кожные перепонки между пальцами и сальная железа, смазывать перья от воды.

Просмотр видео-зарисовки «Уточки на пруду».

На этом наша работа в «Птичьей лаборатории» закончилась, предлагаю вернуться в группу.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы» подготовила.

Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в средней группе Тема: «Птицы нашего края» Цель: 1. Расширять представление детей о птицах нашего края. 2. Продолжить формировать умение различать птиц по.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Теремок» г. Кохма ивановской области Конспект непрерывной.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ во второй младшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ во второй младшей группе «Зимующие птицы» Воспитатель: Кутузова Т. А. Цель.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы» Цели занятия: 1. Актуализировать словарь.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы» Программные задачи: Формировать у детей обобщённое представление о птицах.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Птицы — наши друзья» [Конспект НОД Познавательное развитие ФЦКМ в подготовительной к школе группе. Тема: «Птицы – наши друзья»[/h3] Интегрирование образовательных.

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Пришла весна, прилетели птицы» Министерство образования и науки РД МКУ «УО администрации МР «Лакский район» МКДОУ «Кумухский детский сад» Конспект НОД с детьми старшей.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Дать представление о зимующих птицах. Закрепить названия птиц и знания детей о птицах. Воспитывать бережное, заботливое отношение.

«Птицы». Занятие по познавательному развитию в старшей группе .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Водоплавающие птицы»
Опубликовано: 28 сентября 2018 в 09:24
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Водоплавающие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шишкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД