Кравцова Евгения Михайловна
Консультация для родителей «Правила М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Нет сомнения, что для многих знаменитая Мария Монтессори стала настоящим гуру и даже мессией - провозвестником нового слова в педагогике. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она, подобно настоящему Учителю, оставила родителям всего мира десять своих заповедей, следуя которым можно не только научиться понимать собственного ребенка, но и позволить ему самостоятельно вырасти в свободную и творческую личность.
Первым правилом, которого следует придерживаться, по мнению М. Монтессори, является провозглашение наблюдательной, но ни в коем случае не посторонней и второстепенной роли родителей. Наказывая мамам, папам, учителям и воспитателям "Никогда не трогай ребенка, пока он сам в любой форме не обратится к тебе", Монтессори утверждает самостоятельность маленького человека, действующего не по указке, а исключительно под влиянием собственных порывов: взрослый человек в данном случае - только помощник, готовый в любую минуту поддержать малыша. С этой заповедью перекликаются и две других "Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе", а также "Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее".
Следующая заповедь педагога - "Никогда не говори плохо о ребенке: ни при нем, ни без него" - призывает взрослых относиться к своему чаду, как к самостоятельной личности, нуждающейся в уважении и признании. Нередко даже вскользь брошенное неприятное или несправедливое слово способно "подрезать крылья" самым независимым и свободным от чужого мнения людям, не говоря уже о маленьком ребенке - особенно чутком и восприимчивым к любому суждению о нем.
Правило М. Монтесори - "Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, оставляя для плохого все меньше и меньше места" - обращена, в основном, к тем родителям, которые скорее заметят негативное в собственном чаде, чем обратят внимание на пусть даже маленькие искорки доброго. Вера в себя способна творить чудеса, а достигается она именно тем, что взрослые значимые для малыша люди занимаются развитием всего, что есть положительного в ребенке, вытесняя, тем самым, его отрицательные черты.
Следующие заповеди - "Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним" - заставляют взрослых людей, занимающихся воспитанием и образованием ребенка, ни в коем случае не игнорировать окружающее его пространство, организовывая его таким образом, чтобы создать максимально комфортные условия для малыша.
Правило "Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию" говорит само за себя. Ошибка, какой бы грубой она ни была, на то и есть ошибка, чтобы, сделав выводы и исправив оплошность, никогда не повторять ее в дальнейшем. Однако любое опасное действие вряд ли может называться ошибкой: если взрослый не вмешается, оно может перерасти в настоящее несчастье. Также Монтессори предлагает с уважением относиться к бездействующему ребенку - "отдыхающему, наблюдающему за работой других или размышляющему о том, что он делал или собирается делать". Такой ребенок только со стороны кажется ничем не занятым: на самом деле он совершает внутреннюю, не менее важную для него работу.
Последние заповеди призывают взрослого без устали помогать ребенку "осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство", всегда возвращаясь к тому, от чего ребенок по различным причинам отказался. Однако готовность помочь должна быть "очевидной для ребенка, находящегося в поиске, и незаметной для того, кто уже все нашел". И, конечно же, все, что предлагает вниманию ребенка взрослый, должно быть "лучшим в нем и лучшим из того, что есть в его распоряжении".