Лариса Фёдорова
Проект «Использование ИКТ при взаимодействии с родителями в системе коррекционно-образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить
Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности:
• ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
• отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Таким образом, презентация:
· Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
· Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагогов группы и родителей. Целью работы с родителями является достижение партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.
Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:
· расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи;
· реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
· применить индивидуальный подход к ребенку;
· сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом, педагогами и родителями;
· повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.
Это могут быть различные логопедические странички, статьи-консультации, советы, рекомендации, подсказки родителям, размещенные на персональном сайте учителя – логопеда и педагогов. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей детей – логопатов, посещающих речевые группы активно использовать ИКТ при выполнении домашних заданий.
Каждый из родителей понимает о необходимости систематической, длительной работы с ребенком. Сотрудничество с родителями включает в себя разнообразные формы: проводятся консультации, беседы, открытая непосредственно – образовательная деятельность, праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы.
Цель: создание единой системы использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.
Задачи: подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьёй, учитывая индивидуальность каждого из родителей. Рационально планировать работу с родителями, способствуя их активному включению в коррекционно-развивающий процесс. Включение родителей в активную
коррекционно-развивающую деятельность.
• Тип проекта: По доминирующему методу:
• исследовательский
• практико-ориентированный
• творческий
• По характеру контакта: открытый
• По характеру участия: родитель – участник
• По продолжительности: годичный
• По содержанию: разработка новых форм и методов
• По характеру охвата: фронтальный
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники и их родители.
Ожидаемые результаты проекта:
Заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.
Непрерывная связь с родителями с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Создание единого информационного пространства ДОУ;
Подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ во взаимодействии с родителями;
Создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с родителями;
Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ.
Каким образом ИКТ могут оптимизировать работу педагогов с родителями воспитанников:
-Просмотр тематических презентаций по разным направлениям
-Консультации на сайте группы
-Знакомство с документацией и информацией, новостями группы и ДОУ
-Знакомство с портфолио воспитателей группы.
Реализация проекта проходила в 3 этапа:
1 этап – подготовительный: обсуждение проблемы с родителями; выяснение образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития ребёнка (анкетирование). Подбор методических материалов.
1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации;
2. Разработка структуры внедрения ИКТ как средство взаимодействия с семьей;
3. Анкетирование «Заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ».
4. Провести анкетирование «С компьютером на «ты»!»
5. Провести собрание на тему: «Использование ИКТ»
6. Организовать консультации по проблемным вопросам
7. Повысить компьютерную грамотность родителей.
2 этап - основной: совместная деятельность педагогов, родителей и детей по плану проекта.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Создание поздравительных, тематических мультимедийных презентаций (с помощью программы Microsoft PowerPoint) ;
Создание видеоотчетов о жизни детей в детском саду;
решение проблемных ситуаций;
рассматривание иллюстраций, репродукций;;
проведение игр на развитие слухового и зрительного внимания;
проведение гимнастики для глаз;
рассказывание с использованием мнемотаблиц;
придумывание историй по «говорящим рисункам»;
проведение различных видов деятельности с использованием ИКТ (праздники, досуги, развлечения);
Учитель-логопед совместно с детьми:
игровые занятия
игра-викторина «Я-Всезнайка»;
просмотр видеосюжетов; просмотр мультфильмов, презентаций
проведение фронтальных и индивидуальных занятий;
логоритмика
Учитель-логопед совместно с родителями:
Создание «семейной медиатеки»;
Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей (раздать диски)
Проведение семинара-практикума «Домашний логопед»
Проведение семинара-практикума «ИКТ при выполнении домашних заданий»
Проведение семинара-практикума «Игры по обучение грамоте»
Размещение на сайте ДОУ (на личной странице):
Материалы по проведению артикуляционной гимнастики дома
Материалы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков
Материалы по обучению грамоте
Серия консультаций «Играем вместе»
Видео ролики: проведение звукового анализа детьми, игры в которые можно играть дома
Советы логопеда родителям
Подготовка компьютерных презентаций и игр по различным направлениям для занятий детей дома
Воспитатель совместно с родителями:
Знакомство с программным обеспечением ПК через печатные консультации, буклеты, индивидуальные консультации;
Презентация для родителей «Сайт ДОУ», с его структурой, правилами размещения комментариев, собственных презентаций, видеороликов, фото и видео материалов о жизни своих детей;
Знакомство с адресом электронной почты группы «Теремок», размещение информации;
Проведение семинара-практикума «Развиваем познавательные способности детей»
Размещение на сайте ДОУ рекомендаций: «Игры на кухне», «Эксперименты – это просто», «Обучающие игры дома», памятки «»
Родительский клуб «Компьютерные гении»
Мастер-класс «Учимся создавать презентации»
Подготовить отчётный фильм «Наша семья», «Мой любимый детский сад», «Отдых на природе»
Дети вместе с родителями:
компьютерные развивающие игры;
участие в родительском клубе «Компьютерные гении»;
Создать фото-презентацию «Как я провёл лето», «Мой любимый питомец», «Мои достижения», «Мамочка-мамуля».
Конкурс на лучшую дидактическую игру, созданную с помощью программы Power Point
Воспитатель совместно с учителем-логопедом:
Создать сайт группы на Maam.ru
Создать портфолио воспитателя и учителя-логопеда на Maam.ru
Создание электронной почты группы
Разработка презентаций к различным видам деятельности
Проведение интегрированных занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов
Создание видеоотчётов
3 этап - заключительный: анализ результатов, использование ИКТ во взаимодействии с родителями, обобщение опыта работы перспективы на будущее
1. Провести анкетирование уровня заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами группы.
2. Создать банк презентаций по разным направлениям, консультаций, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями;
3. Разработать и провести педагогический обучающий семинар (обмен опытом) для воспитателей
4. Организовать презентацию сайта группы «Теремок».
5. Наметить планы и разработать креативную идею создания инновационного проекта «Электронное портфолио для наших воспитанников».
6. Продолжать использовать интерактивные флеш-игры в домашних условиях и досуговых мероприятиях.
Полученные результаты проекта:
Педагоги и родители повысили профессиональную компетентность в использовании ИКТ;
родители глубже осознали свою роль в воспитании ребёнка;
разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ;
разработаны конспекты, сценарии мероприятий с детьми, родителями, педагогами;
подобран иллюстративный, наглядный, дидактический материал, созданы интерактивные дидактические пособия для практической работы с детьми.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедической непосредственно – образовательной деятельности, способствует повышению речевой и познавательной активности;
произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, творческого воображения, словарного запаса.
--способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);
повышает компетентность родителей в коррекционной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.
Безусловно, участие ИКТ во всех разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.
Используемая литература:
Комратов Н,Г. Учимся говорить правильно. - М. : 2005
Анищенкова Е,С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопеда и родителей. - М. :АСТ: Астрель, 2009
Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. - М. : ЭКСМО, ОЛИСС, 2004
Косинова Е. М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения. - М. : ЭКСМО, ОЛИСС, 2005
Логопедические развивалки. Развивающие игры от 2 до 6 лет. - под редакцией Т. Решетник. - М. : ЭКСМО, 2010
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М. : Просвещение, 1988
Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М. : Владос, 1994
Флерова Ж. Н. Логопедия. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2001