МААМ-картинки

Проект «Использование ИКТ при взаимодействии с родителями в системе коррекционно-образовательного процесса»

Лариса Фёдорова
Проект «Использование ИКТ при взаимодействии с родителями в системе коррекционно-образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.

Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить

Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.

Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности:

• ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;

• отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Таким образом, презентация:

· Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

· Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагогов группы и родителей. Целью работы с родителями является достижение партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:

· расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи;

· реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;

· применить индивидуальный подход к ребенку;

· сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом, педагогами и родителями;

· повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.

Это могут быть различные логопедические странички, статьи-консультации, советы, рекомендации, подсказки родителям, размещенные на персональном сайте учителя – логопеда и педагогов. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей детей – логопатов, посещающих речевые группы активно использовать ИКТ при выполнении домашних заданий.

Каждый из родителей понимает о необходимости систематической, длительной работы с ребенком. Сотрудничество с родителями включает в себя разнообразные формы: проводятся консультации, беседы, открытая непосредственно – образовательная деятельность, праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы.

Цель: создание единой системы использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.

Задачи: подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьёй, учитывая индивидуальность каждого из родителей. Рационально планировать работу с родителями, способствуя их активному включению в коррекционно-развивающий процесс. Включение родителей в активную

коррекционно-развивающую деятельность.

• Тип проекта: По доминирующему методу:

• исследовательский

• практико-ориентированный

• творческий

• По характеру контакта: открытый

• По характеру участия: родитель – участник

• По продолжительности: годичный

• По содержанию: разработка новых форм и методов

• По характеру охвата: фронтальный

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники и их родители.

Ожидаемые результаты проекта:

Заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.

Непрерывная связь с родителями с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Создание единого информационного пространства ДОУ;

Подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ во взаимодействии с родителями;

Создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с родителями;

Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ.

Каким образом ИКТ могут оптимизировать работу педагогов с родителями воспитанников:

-Просмотр тематических презентаций по разным направлениям

-Консультации на сайте группы

-Знакомство с документацией и информацией, новостями группы и ДОУ

-Знакомство с портфолио воспитателей группы.

Реализация проекта проходила в 3 этапа:

1 этап – подготовительный: обсуждение проблемы с родителями; выяснение образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития ребёнка (анкетирование). Подбор методических материалов.

1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации;

2. Разработка структуры внедрения ИКТ как средство взаимодействия с семьей;

3. Анкетирование «Заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ».

4. Провести анкетирование «С компьютером на «ты»!»

5. Провести собрание на тему: «Использование ИКТ»

6. Организовать консультации по проблемным вопросам

7. Повысить компьютерную грамотность родителей.

2 этап - основной: совместная деятельность педагогов, родителей и детей по плану проекта.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Создание поздравительных, тематических мультимедийных презентаций (с помощью программы Microsoft PowerPoint) ;

Создание видеоотчетов о жизни детей в детском саду;

решение проблемных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, репродукций;;

проведение игр на развитие слухового и зрительного внимания;

проведение гимнастики для глаз;

рассказывание с использованием мнемотаблиц;

придумывание историй по «говорящим рисункам»;

проведение различных видов деятельности с использованием ИКТ (праздники, досуги, развлечения);

Учитель-логопед совместно с детьми:

игровые занятия

игра-викторина «Я-Всезнайка»;

просмотр видеосюжетов; просмотр мультфильмов, презентаций

проведение фронтальных и индивидуальных занятий;

логоритмика

Учитель-логопед совместно с родителями:

Создание «семейной медиатеки»;

Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей (раздать диски)

Проведение семинара-практикума «Домашний логопед»

Проведение семинара-практикума «ИКТ при выполнении домашних заданий»

Проведение семинара-практикума «Игры по обучение грамоте»

Размещение на сайте ДОУ (на личной странице):

Материалы по проведению артикуляционной гимнастики дома

Материалы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Материалы по обучению грамоте

Серия консультаций «Играем вместе»

Видео ролики: проведение звукового анализа детьми, игры в которые можно играть дома

Советы логопеда родителям

Подготовка компьютерных презентаций и игр по различным направлениям для занятий детей дома

Воспитатель совместно с родителями:

Знакомство с программным обеспечением ПК через печатные консультации, буклеты, индивидуальные консультации;

Презентация для родителей «Сайт ДОУ», с его структурой, правилами размещения комментариев, собственных презентаций, видеороликов, фото и видео материалов о жизни своих детей;

Знакомство с адресом электронной почты группы «Теремок», размещение информации;

Проведение семинара-практикума «Развиваем познавательные способности детей»

Размещение на сайте ДОУ рекомендаций: «Игры на кухне», «Эксперименты – это просто», «Обучающие игры дома», памятки «»

Родительский клуб «Компьютерные гении»

Мастер-класс «Учимся создавать презентации»

Подготовить отчётный фильм «Наша семья», «Мой любимый детский сад», «Отдых на природе»

Дети вместе с родителями:

компьютерные развивающие игры;

участие в родительском клубе «Компьютерные гении»;

Создать фото-презентацию «Как я провёл лето», «Мой любимый питомец», «Мои достижения», «Мамочка-мамуля».

Конкурс на лучшую дидактическую игру, созданную с помощью программы Power Point

Воспитатель совместно с учителем-логопедом:

Создать сайт группы на Maam.ru

Создать портфолио воспитателя и учителя-логопеда на Maam.ru

Создание электронной почты группы

Разработка презентаций к различным видам деятельности

Проведение интегрированных занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов

Создание видеоотчётов

3 этап - заключительный: анализ результатов, использование ИКТ во взаимодействии с родителями, обобщение опыта работы перспективы на будущее

1. Провести анкетирование уровня заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами группы.

2. Создать банк презентаций по разным направлениям, консультаций, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями;

3. Разработать и провести педагогический обучающий семинар (обмен опытом) для воспитателей

4. Организовать презентацию сайта группы «Теремок».

5. Наметить планы и разработать креативную идею создания инновационного проекта «Электронное портфолио для наших воспитанников».

6. Продолжать использовать интерактивные флеш-игры в домашних условиях и досуговых мероприятиях.

Полученные результаты проекта:

Педагоги и родители повысили профессиональную компетентность в использовании ИКТ;

родители глубже осознали свою роль в воспитании ребёнка;

разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ;

разработаны конспекты, сценарии мероприятий с детьми, родителями, педагогами;

подобран иллюстративный, наглядный, дидактический материал, созданы интерактивные дидактические пособия для практической работы с детьми.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:

– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедической непосредственно – образовательной деятельности, способствует повышению речевой и познавательной активности;

произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, творческого воображения, словарного запаса.

--способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);

повышает компетентность родителей в коррекционной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.

Безусловно, участие ИКТ во всех разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.

Используемая литература:

Комратов Н,Г. Учимся говорить правильно. - М. : 2005

Анищенкова Е,С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопеда и родителей. - М. :АСТ: Астрель, 2009

Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. - М. : ЭКСМО, ОЛИСС, 2004

Косинова Е. М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения. - М. : ЭКСМО, ОЛИСС, 2005

Логопедические развивалки. Развивающие игры от 2 до 6 лет. - под редакцией Т. Решетник. - М. : ЭКСМО, 2010

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М. : Просвещение, 1988

Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М. : Владос, 1994

Флерова Ж. Н. Логопедия. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2001

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса»Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса» Педагогическая студия - элемент методической системы города (городское методическое объединение, объединяющий творчески работающих педагогов.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Использование ИКТ при взаимодействии с родителями в системе коррекционно-образовательного процесса»
Опубликовано: 21 января 2025 в 06:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование ИКТ при взаимодействии с родителями в системе коррекционно-образовательного процесса»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Фёдорова (УИ 245166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России
23 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД