Аминова Зухра Тимеряновна
НОД «В стране правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по закреплению полученных детьми знаний на тему
«В стране правильной речи»
Провела Аминова Зухра Тимеряновна
Цель: подготовка детей к обучению грамоте, к звуковой культуре речи.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей различать гласные и согласные звуки, продолжать знакомить с понятиями “звук" и "буква", упражнять в делении слов на слоги.
Развивающие:
Развивать устную, связную речь, логическое, образное мышление, мелкую моторику рук.
Темочки:
Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.
Формировать навык полных ответов на вопрос.
Воспитывающие:
Воспитывать культуру речи у детей, любовь к родному языку, умение внимательно слушать высказывания своих товарищей, доброжелательность, дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: учебная магнитная доска, мольберт, телевизор, ноутбук.
Демонстрационный материал : картина “цветик – семицветик”, картинки для заданий, письмо, картинки по лексическим темам.
Раздаточный материал: предметные картинки, карточки «слова – слоги»,
Предварительная работа: изготовка цветика – семицветика чтение сказки В. П. Катаева «Цветик – Семицветик», работа со звуками, деление слов на слоги, составление предложений, речевые игры и упражнения, разучивание слов Жени из сказки; отгадывание загадок; дидактические игры по развитию речи, работа в прописях, конструирование букв из палочек, штриховка букв.
Словарная работа: проталина, гласные, согласные, буква, слово, предложение.
Индивидуальная работа: активизировать в речи детей слова- наоборот (антонимы, активизировать малоактивных детей.
Решение задач образовательных областей:
«Физическое развитие»- через физкультминутку, артикуляционную гимнастику способствовать снятию напряжения, смене деятельности;
«Социально – коммуникативное развитие» - формировать моральные нормы, умение безопасно передвигаться во время игр.
«Познавательное развитие» - расширять представления об окружающем мире, воспитывать любовь к природе.
«Речевое развитие» - продолжать развивать речь, активизировать словарь, приобщать к словесному искусству.
«Художественно – эстетическое развитие» - продолжать учить различать цвета и их оттенки.
1. Вводная часть – 3 минуты
Звуковая разминка
Психогимнастика
2. Основная часть -20 минут
Беседа о звуках и буквах.
Ответы на вопросы
Словесные игры
Работа с карточками: деление слов на слоги
Проговаривание предложений с разной интонацией
Объяснение;
Заключительная часть - 2 минуты
Обобщение воспитателя
Анализ занятия
Итог занятия детьми
Организация детей во время НОД:
Стоя в кругу, у доски, у мольберта, сидя за столами, сидя на ковре – постоянная смена деятельности, перемещение по группе.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся (дети берутся за руки и встают в круг).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подарим приветливые улыбки нашим гостям, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день.
Ход НОД
Звуковая разминка
Летела муха около уха, дети: ж-ж-ж!
Летела оса около носа: с-с-с!
Скакала лошадка: цок, цок, цок!
Рычал тигренок: р-р-р!
Летел комар и звенел: з-з-з!
В стойле коровы мычали, дети: МММ!
Змеи в лесу шипели, дети: Ш Ш Ш!
А комары всё пели, дети: З З З
Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо. Давайте его прочитаем:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет Вам Буратино. Так как я плохо учился, не ходил в школу, то сам выполнить задания не могу. Прошу Вас, дорогие друзья, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино».
Воспитатель: Ну, что, ребята! Поможем Буратино?
Если мы с вами успеем поиграть во все игры, сможем собрать Цветик – Семицветик. Итак, начинаем.
1 лепесток- красный
Воспитатель: Ребята, вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик - семицветик»?
Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя.
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли.
Быть по - моему вели!
Вели, чтоб мы были умными и грамотными!
А для этого проведё м звуковую психогимнастику:
Дети мимикой, жестами и возгласами выражают свои эмоции.
– Мама купила огромный торт. (О-о-о)
– Сегодня мы будем есть овсяную кашу. (У-у-у)
– У вас из рук выпала чашка и разбилась. (Ах)
– Рыбка сорвалась с крючка. (Эх)
– Вы увидели что-то огромное. (О-го)
– Вы с чем-то согласны. (А-га, у-гу)
– Задумались о чём-то. (М-м-м)
– Догадались! (А-а-а)
2 лепесток – оранжевый
На стул сядет тот, кто быстро ответит:
1. Какое время года во дворе?
2. Какой сегодня день недели?
3. Какое сегодня число?
4. Как называется наша страна?
5. Как называется столица нашей Родины?
6. Кто Президент нашей страны?
7. Как называется наш округ?
8. Как называется наш детский сад?
9. Как зовут заведующего нашего сада?
10. Как зовут старшего воспитателя нашего детского сада?
11. Как называется плакат с буквами?
12. Как называется островок земли, где растаял снег? – новое слово
Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы разминки.
3 лепесток – жёлтый
Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?
1-й ребё нок: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Согласные звуки какие бывают?
2-й ребё нок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.
Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?
3-й ребё нок: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?
4-й ребё нок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом
Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?
5-й ребё нок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.
Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.
А чем звуки отличаются от букв?
Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.
Так же, как и цифры и числа.
Придумайте слова, которые начинаются с гласного звука (примеры детей).
Придумайте слова, которые начинаются с согласного звука.
Физминутка «В году 4 времени»
4 лепесток - зелёный
На доске висят плакаты с картинками животных и птиц. Дети называют слова и делят их на слоги.
Слова бывают короткие и длинные.
Грач- 1 слог, ва- гон - 2 слога, ро –маш –ка – 3 слога.
Дети садятся за столы и работают с карточками: называют первый звук в слове и делят слово на слоги.
Расскажите, как мы можем узнать, сколько слогов в слове?
Варианты ответов детей:
Можно прохлопать.
Подставить ладонь к подбородку.
Воспитатель: запомните: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Каждый ребёнок отвечает по своей карточке, какое у него слово и сколько слогов в этом слове.
Дети отвечают, какой первый звук слышат в слове: твёрдый или мягкий.
5 лепесток - голубой
Дети садятся на стулья полукругом, напротив на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?
Ответы детей (они поссорились, отвернулись, поругались)
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что такое дружба?
Примерные слова:
Когда не ссорятся, играют вместе, кто тебя понимает, в беде не бросит, всегда помогает, вместе играем, нам весело, с другом хорошо и интересно, делимся игрушками, не обижаем друг друга.
Воспитатель: Правильно. Дружба- это когда люди хотят быть рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.
Считалка «Мирилка»
Дети: Рассказываем «Мирилку».
Воспитатель: Давайте куклам покажем нашу мирилку. А вы повторяйте за нами.
(Дети встают парами, берутся за руки и проговаривают «Мирилку»)
Больше ссориться не нужно,
Мир и дружба, мир и дружба.
Будем мы с тобой дружить,
Нашей дружбой дорожить.
Мир, мир – навсегда,
Ссора, ссора – никогда!
Воспитатель обращает детей на то, что куклы играют вместе, помирились, подружились.
Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются). Улыбнитесь и нашим куколкам. Куклам стало тоже радостно. Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились.
Молодцы, играем дальше.
6 лепесток - синий
Игра с гостями: «Попросим продолжить пословицу»
1. Не имей сто рублей, а имей …. (сто друзей).
2. Человек без друзей, что дерево…. (без корней).
3. Дружба не гриб, в лесу …. (не найдёшь).
4. Нет друга ищи, а найдёшь ….(береги).
Предложение – это несколько слов, которые обозначают законченную мысль и произносится с разной интонацией. Давайте произнесём предложение сначала простой повествовательной, затем вопросительной и восклицательной интонацией.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
Умницы, всё правильно!
7 лепесток – фиолетовый
Подведение итога занятия, анализ детских ответов.
Воспитатель: Ребята, мы молодцы! Со всеми заданиями справились.
Какие задания мы выполнили? (Ответы детей).
Ответы: называли гласные и согласные звуки.
Делили слова на слоги.
Называли слова «наоборот».
Произносили предложения с разной интонацией.
Что помогло нам справиться со всеми заданиями? (Дружба, старание).
Спасибо вам большое за работу, вы все сегодня старались.
Молодцы все! Главное, вы как девочка Женя совершили добрый поступок: помогли Буратино!
Оцените себя по лестнице активности. Самые активные дети ставят свою игрушку на верхнюю ступеньку. Кому активности или смелости не хватило, ставят игрушку на вторую ступеньку.
На третью ступеньку ставят те, кто считает, что с заданием совсем не справился.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что они выполнили все задания и собрали семь лепестков. Осталось только сложить лепестки по –порядку. Дети помогают воспитателю собрать Цветик – семицветик на магнитной доске.
Воспитатель: посмотрите, какой замечательный получился у нас цветик - семицветик. Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!
Ребята, мы с вами продолжим игру. После игры мы займёмся штриховкой - я для вас приготовила буквы для штриховки. Пока пройдите в спальню поиграть.