Мария Сироткина
НОД в старшей группе «Предметы, которые нас окружают»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе по теме «Предметы, которые нас окружают "
Цель: Закрепить знания детей о назначении предметов, название материалов, из которых сделаны предметы, расширить представление детей об истории создания предметов человека. Расширить представления о предметах рукотворного мира.
Образовательные задачи:
Публикация «НОД в старшей группе „Предметы, которые нас окружают“» размещена в разделах
Закреплять умения детей группировать предметы по назначению : посуда, инструменты, техника, предметы для изотворчества.
Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг.
Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла; составлять алгоритм описания материала.
Продолжать учить составлять связный рассказ по серии картинок.
Ход НОД:
Воспитатель сообщает детям, что на адрес нашего детского сада прислали письмо
- Как вы думаете, что в конверте? (предположения детей : сюрприз, письмо)
- Кто нам может написать письмо? ( выслушивает ответы: Карлсон, Незнайка)
- Вы хотите узнать от кого письмо? (да). Давайте прочитаем!
Открывает конверт, читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал от Вини Пуха, что вы интересуетесь разными предметами! В нашем Цветочном городе мы любим придумывать предметы и будем рады, если вы поделитесь своими находками. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир вещей. Желаю успеха. Ваш друг. Незнайка!»
Воспитатель:
- Ребята, что вы знаете о Цветочном городе? (ответы детей). Верно, ребята там живут знаменитые выдумщики и известные изобретатели.
- Ребята, вам бы хотелось бы принять приглашение Незнайки? (да) Чтобы отправиться в путешествие, нам надо собраться в дорогу и положить в рюкзак вещи, которые могут пригодиться в пути.
Игровое упражнение на группировку предметов «Собери рюкзак в дорогу». Дети раскладывают предметы на панно - рюкзак по группам :
Посуда - тарелка, ложка, кружка.
Инструменты - топор, пила, игла.
Техника - магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Предметы для рисования - краски, альбом, кисть.
Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной картинке, на которой изображены разные предметы и разместить их по группам.
- Подходите, располагайте! Будьте внимательны!
По окончании воспитатель предлагает детям проверить правильно ли всё дети разложили, если есть ошибки, то исправить, рассказать:
- Какие предметы вы положили в рюкзак один ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы в дороге? (ответы детей).
Воспитатель хвалит детей за внимательность.
Воспитатель:
- Лера, какой предмет ты положила в рюкзак? Для чего он нужен? Почему ты его разместила рядом с. ?
- Молодец, Лера, ты сейчас постаралась и всё сделала правильно!
Воспитатель:
- Ребята, теперь мы готовы отправляться в дорогу! Возьмём с собой пустой конверт и всё, что нового и интересного узнаем в путешествии будем складывать в этот конверт! На чём же мы поедем. (слышится паровозный гудок). на паровозике!
Физминутка «Езда на паровозике» (дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи друг другу, делают круг, останавливаются)
Воспитатель обращает внимание на ворота с надписью «Цветочный город».
- Ну, вот, мы прибыли в Цветочный город (читает! Проходите, ребята! Ребятки, это же «Лаборатория необычных экспериментов» (читает). Здесь самый умный коротышка - Знайка, должно быть трудиться над испытанием своего нового изобретения!
- Давайте подойдём и посмотрим!
Воспитатель:
- Ребята, какие предметы вы видите на подносе? (дети называют).
Из какого материала они сделаны? ( ответ детей: из металла) Значит они какие? (металлические).
Воспитатель:
- Давайте, ребята, сядем и ближе познакомимся с металлом. Дети садятся за стол.
Воспитатель предлагает детям опытническо - экспериментальную деятельность по выявлению свойств и качеств металла.
- Ребята, что вы хотите узнать о металле? (дети формулируют задачу).
- Как мы это будем делать? Что нам для этого нужно? (дети разрабатывают методику проведения экспериментов) Что будем делать сначала, что потом?
- Если мы так сделаем, что у нас получится? (дети прогнозируют результат)
Воспитатель напоминает детям о технике безопасности.
- Давайте проверим ваши предположения! Ребята, будьте осторожны в обращении с металлическими предметами : об острые края можно порезаться! (дети работают, выявляют свойства и качества металла)
- Зарисуйте всё, что вы узнали о металле? (дети зарисовывают алгоритм свойств и качеств металла с помощью условных обозначений).
Воспитатель предлагает зарисовать и рассказать. Формулирование вывода (словесный отчёт) воспитателем с помощью готового алгоритма. Воспитатель предлагает положить самый удачный детский алгоритм в конверт.
- Ребятки, вы наверно засиделись? Давайте попьём с вами чайку!
Физминутка «Чайник - ворчун».
Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд, (шагаем на месте)
Я всем на показ выставляю живот, (руки на пояс, повороты туловища влево - вправо)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопаем в ладоши)
- Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (прыжки на месте)
Воспитатель подводит детей к вывеске «Музей «говорящих» предметов».
- Здесь, ребята, хранятся изобретения известных механиков Цветочного города - Винтика и Шпунтика. Эти предметы могут рассказать о себе много интересного. Давайте подойдём и рассмотрим.
- Какую чудо - технику вы узнали? ( дети перечисляют: стиральная машина, пылесос, утюг, тостер и др.) Посмотрите, что общего между этими предметами? ( ответ детей: эти предметы облегчают домашний труд, их нужно включать в электросеть, это электроприборы).
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена? ( ответ детей: да)
Воспитатель предлагает взять со стола по одной картинке, рассмотреть её, вспомнить историю этого предмета, объединиться с теми ребятами, у кого такая же история, встать по порядку от самого древнего до самого современного. Воспитатель предлагает застенчивому ребёнку с помощью считалки выбирать группу детей, которые рассказывают историю своего предмета.
Пылесос. Пучок веток - веник (метла) - щётка - хлопушка - первый валиковый пылесос беспроводной - современный пылесос, который чистит не только ковры, но и воздух.
Утюг. Камень - наматывали на скалку и проводили «рубелем» (ребристой доской) - первый утюг нагревали на печи - «Жаровня с углями» (в утюг засыпали угольки из печи) - современный утюг с регуляторами температуры, обдаёт паром и опрыскиватает.
Хвалит детей.
- Молодцы все ребята, верно показали и рассказали истории предметов, ничего не упустили!
- Понравилась вам история пылесоса (утюга? Как вы думаете, предметы со временем менялись или оставались прежними? ( ответ детей: человек стремился улучшить их, сделать более удобными и красивыми).
Воспитатель с согласия детей решают истории положить в конверт. Воспитатель сообщает детям, что путешествие походит к концу и пора возвращаться обратно. Предлагает занять свои места в вагонах. Под музыку «Езда на паровозике» дети возвращаются обратно.
Воспитатель напоминает детям о конверте, в который они сложили все интересные новости о предметах, которые сегодня узнали.
Воспитатель:
- Ребята, как быть с этим конвертом? Что вы предлагаете? ( ответ детей: отправить Незнайке)
Воспитатель поддерживает идею детей, одобряет, соглашается написать обратный адрес Цветочного города.
Воспитатель:
- Понравилось вам наше путешествие? Куда бы вы хотели попутешествовать в другой раз? (высказывания детей). Хвалит их за интересные идеи.