Алия Менлимурзаева
Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Знакомство со звуком [Ф]»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе
Тема: «Знакомство со звуком «Ф»
Программное содержание:
1. Учить детей отчетливо и правильно произносить звук «Ф» и звукоподражательные слова с этим звуком.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, фонематический слух, слуховое восприятие, речевое дыхание и силу голоса.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе „Знакомство со звуком [Ф]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование. Игрушка ежик, предметные картинки диких животных (медведь, лиса, заяц, маски ежей, игрушка лисы, пособие по развитию речевого дыхания, угощения для ежика в мешочке, запись звуков леса
Ход занятия:
Воспитатель: Приветствие: эмоциональная минутка:
- Доброе утро, ребята, давайте друг другу порадуемся и с хорошим настроением начнем наше увлекательное занятие. Ты – мой друг, и я твой друг, вместе мы друзья. Дружно за руки возьмёмся,и друг другу улыбнёмся! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес.
(Звучит музыка, дети садятся в автобус (на стульчики).
Воспитатель:
Как хорошо в лесу, ребята!
Пахнет кашкой, пахнет мятой,
Пахнет липой и сосной
И малиною лесной.
Как вы думаете, кто живет в лесу? (Звери, птицы)
Сейчас, я загадаю вам загадки про диких животных, будьте внимательны.
(Воспитатель загадывает загадки про белку, медведя, зайца).
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ёж) – Вы ему рады? (рады). Улыбнитесь ежику.
Воспитатель: Конечно, это ежик, он тоже живет в лесу и любит слушать сказки. Расскажем нашему ежику сказку?
Жил был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
(язычок выглядывает и прячется в домике; по команде (посмотрел – спрятался) все дети выполняют упражнение)
Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: какая сегодня погода? Гуляют ли дети на улице?
(язычок смотрит направо – налево, а дети выполняют задания по команде (налево – направо)
Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. (встает около домика). Захотелось Язычку побегать и поиграть на улице вместе с детьми (быстрые и четкие движения вправо и влево). Устал язычок и прилег отдохнуть (язык на нижней губе). Вернулся Язычок домой и закрыл дверью.
– А ещё наш язычок, любит петь разные песенки. Какие песенки знает наш язычок? (а, о, у, и) – ответы детей.
Игра «Угадай, кто поет?»
– А теперь, я буду петь песенки, а вы отгадайте, кто поет их.
И-и-го-го-го (лошадка)
Ау! Ау! (заблудились в лесу)
А-а-а-а-а (мама укачивает малыша)
О-о-о-о-о-о (у кого что-то болит)
– Давайте мы улыбнемся и споем эти песенки хором/громко-тихо.
Ежику очень понравилась наша сказка, и он хочет спеть вам свою песенку, послушайте Ф – Ф – Ф. Давайте вместе споем.
– Ребята, а как вы думаете, какую песенку поет наш ежик? (он фыркает) Ф-Ф-Ф
– При произношении звука [Ф] нижняя губа соединяется с верхними зубами, произносим звук коротко.
– Давайте споем песенку ежика вместе, тихо-громко, по одному, пусть девочки споют песенку, а теперь мальчики. А теперь все вместе.
Ф – короткая песенка Фа-фа-фа,Фо-фо-фо,Фу-фу-фу,Фи-фи-фи
(протяжно тянем)
Воспитатель: Когда ежики довольны, то они говорят: «ФИ – ФИ – ФИ»,
а когда им не нравится, то они произносят: «ФУ – ФУ – ФУ». Дидактическая игра «Накорми ежика».
У меня волшебный мешочек, в нем лежат угощения. Доставая по одному предмету, мы будем отгадывать понравилось угощение ежику или нет, и отвечать «ФИ – ФИ – ФИ», «ФУ – ФУ – ФУ».
Мы должны справиться с одним заданием на внимание, оно называется «Чего не хватает?»
(на столе появляются предметы, в которых есть звук Ф : флажок, фартук, фонарь, футболка.)
- Ребята, что вы видите?
-Проговорите отчетливо эти слова.
-А теперь закройте глаза, я уберу один какой-нибудь предмет, а вы скажите, чего не хватает на этом столе? (убираю флажок)
-Назовите предметы, которые остались. А теперь я снова уберу что-нибудь другое и снова повторим (и так убирать разные предметы, проговаривая оставшиеся и называть тот предмет, которого не стало) Игра повторяется 3раза.
(Воспитатель на протяжении всей игры следит, чтобы дети правильно, четко произносили звук [ф] и названия предметов).Какие мы молодцы. Справились с этим заданием
Воспитатель: а теперь поиграем с ЁЖИКОМ в догонялки.
(Дети кладут ладони обеих рук на стол, пальцы врозь, и стучат попеременно, отбивая ладонями каждое слово).
Раз, два, раз, два,
Очень медленно сперва.
(Ритм постепенно ускоряется. Количество ударов соответствует количеству слогов).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
А теперь всем превратиться в ё жиков: «Покружитесь, покружитесь, и в ежат все превратитесь» и поиграть в игру «Ёжик с барабаном»
Физминутка «Ежик с барабаном»
С барабаном ходит ежик:
Бум-Бум-Бум! (Дети идут по кругу пальцами имитируя удары по барабану)
Целый день играет ежик:
Бум-Бум-Бум!
С барабаном за плечами:
Бум-Бум-Бум! (дети становятся в круг, равномерно хлопают у правого и левого плеча)
Ежик в сад зашел случайно:
Бум-Бум-Бум! (Руки сомкнуты в кулачок вытягиваются вперед,
Очень яблоки любил он:
Бум-Бум-Бум! (Переворачивают кулачки вверх-вниз)
Барабан в саду забыл он:
Бум-Бум-Бум! (Дети разводят руками, имитируя растерянность, поднимают плечи)
Выставляя картинки на доску, воспитатель рассказывает:
Ребята, послушайте сказку, а вы будете помогать мне. На лесной опушке, в хорошенькой избушке жили-были дед и баба.
А в лесу, недалеко от домика, жили три ежа. Звали их так: Фук, Фок, Фэк. Как их звали? (хоровые и индивидуальные ответы) Ежи сторожили лес. Что делали ежи? (ответы детей). Гуляя по лесным тропинкам, они пели песенки. Вот одна из них, споем вместе с ежами:
Лучше нас лесных ежей
Нету лучше сторожей (поем 2-3 раза).
Однажды в избушку, где жили дед и баба, пробрались мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и грызли все подряд. Старики решили: «Пригласим ежей, пусть прогонят мышей» Что решили сделать старики? (хоровые и индивидуальные ответы).
И отправились ежи воевать с мышами. Впереди Фук. Кто впереди? За ним Фок. Кто за Фуком? (Фок) А сзади? (Фэк). Ежи друг за другом идут и песенку поют:
По тропинке мы идем – Фук, Фок, Фэк!К деду с бабушкой идем,Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем,Фук, Фок, Фэк!И тихонечко поем. Фук, Фок, Фэк!
Я повторю песенку, а вы дети хором нараспев, назовете имена ежей.
«Прогнали ежи мышей, - и отправились в обратный путь, так же напевая (имена договаривают дети)
По тропинке мы идем – Фук, Фок, Фэк!
Мы от дедушки идем,Фук, Фок, Фэк!
Мы от бабушки идем,Фук, Фок, Фэк!
Громко песенку поем. Фук, Фок, Фэк!
Рефлексия
- Какую новую песенку научился петь наш язычок? «Ф-ф-ф». Звук «Ф» часто встречается в нашей речи. Я буду называть вам короткие слова, а вы когда услышите звук «Ф» хлопните в ладошки: Ох, Фу, Ах, Фи, Ау, Фо, Ух, Фа.
– Ежику понравилось, как вы поете его песенку, и он принес вам подарки.
– Посмотрите на картинку. Чего не хватает? (иголок - ежик ведь колючий).
– Давайте, ребята, дорисуем ежикам колючки. Какого цвета нам нужно взять карандаш? (серый, черный или коричневый)
- Будем рисовать колючки ежику и вспоминать песенку ежика: Ф-Ф-Ф
Ежик с вами прощается, говорит, что вы большие молодцы и дает вам еще одно задание: научить свои любимые игрушки правильно произносить звук «Ф».