Сельденрайх Галина
НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
На тему: «Удивительные свойства воды»
[/b]
Подготовила и провела
Воспитатель: Сельденрайх Г. В.
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи:
Образовательные:
1. уточнить представления у детей о свойствах воды;
Публикация «НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Удивительные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
2. создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;
3. продолжать формировать у детей навыки проведения опытов;
Развивающие:
1. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности;
2. развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
3. развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия;
Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природному ресурсу - воде;
2. воспитывать уважительные отношения при детско-взрослом взаимодействии.
Материалы и оборудование: одноразовые стаканчики, пластмассовые ложечки, банка с закручивающейся крышкой, тарелка, емкости - одна круглой формы, другая квадратной, 2 воздушных шарика, 2 маленьких камушка, металлическая пластина, металлическая банка (флакон, вода, соль, сахар, песок, чеснок (мелко измельченный, краски акварельные, кисточки для рисования, сырое яйцо, коктейльные трубочки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (Воды)
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите и занимайте свои места в нашей лаборатории
Ребята, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, давайте их вспомним.
1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.
2. Брать только нужные материалы.
3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
Опыт 1: «Есть ли у воды вкус?»
Ребята, давайте определим есть ли у воды вкус. (Даем детям по 2 стакана, в 1 обычная вода, в другом подслащенная. Дать попробовать питьевую воду спросить какого она вкуса. Затем предложить попробовать воду со второго стаканчика).(Ответы детей) После того, как попробовали, сказать, что я в нее положила сахар. (Ответы детей)
Вывод: Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
Опыт 2: «Чем пахнет вода?»
Даем по 1 стакану с чистой водой и прошу понюхать воду. Затем положить ложечкой надавленный чеснок, помешать воду и снова понюхать. Что изменилось? (Ответы детей)
Вывод: Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили.
Ребята, а хотите я вам сейчас покажу Фокус «заговор воды». Взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасить красной акварельной краской. Налить воду в банку и закрутить ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхнуть банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.
Опыт 3 «Какого цвета вода?»
А теперь и мы с вами будем экспериментировать. Возьмите стаканы с чистой водой. Опустите в них ложки. Вода прозрачная, но если в один стакан добавить краски, то она приобретет тот цвет, какую краску добавили.
Вывод: Вода приобретает тот цвет, какую краску в нее добавили.
Физминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться. (Потянуться.)
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Опыт 4: «Имеет ли вода форму?»
Ребята, сейчас мы с вами будем определять какой формы вода. На столе у меня стоят две ёмкости. Какой они формы?
Для этого я возьму стаканчик с водой и вылью воду в круглую баночку, а затем прелью в квадратную. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Переливаем одну и ту же воду в сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на тарелку, она растекается бесформенной лужей.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт 5: «Что растворяется в воде?»
Посмотрите, у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим ложечкой немного сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем ложкой. Что произошло с сахаром? Теперь то же самое сделаем с солью и песком.
Как вы думаете почему песок не растворился? (Ответы детей)
Песок не растворяется потому, что он состоит из мелких песчинок камней, а камни как известно не растворяются в воде.
Дать детям три стакана с водой, сахар, соль, речной песок, и предложить растворить в воде.
Вывод: Вода с песком стала мутной и грязной, соль и сахар растворились, стали невидимы в воде.
Опыт 6: «Плавающее яйцо».
У меня сейчас в руках яйцо, как вы думаете оно утонет? Дать определить каждому ребенку вес яйца.
Нам понадобится яйцо, стакан с водопроводной водой. Сначала яйцо опускаем в обычную воду, оно утонуло, т. к. тяжелое. затем добавим 2 столовые ложки соли, опустим яйцо, и видим, яйцо плавает.
Вывод: Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – тихо сесть
Опыт 7: «Пузырьки в воде».
Стаканчики с питьевой одой, трубочки для коктейля.
Сей час возьмите трубочки и стаканчик с водой. Опустите трубочки в воду и подуйте в них.
Дети дуют в трубочки, образуются пузырьки в воде. Что мы увидели? (Ответы детей.)
Вывод: Пузырьки хорошо видно, потому что воздух и вода не смешиваются.
Опыт 8: «Шарики».
Взять два воздушных шарика, два камешка. Камни положить в шарики. Один шарик завязать, не надувая, а второй надуть вместе с камешком. Оба шарика опустить в воду. Надутый шарик будет плавать на поверхности, а не надутый опустится на дно.
Что случилось с шариками? (Ответы детей)
Вывод: Воздух в надутом шарике не дает ему утонуть.
Вы скажете, что шарики легкие, давайте возьмем что-нибудь потяжелее. В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку (любой металлический флакон наполненный воздухом). Дети убедятся, что банка (флакон) останется на плаву, т. к. она легче воды, потому что там есть воздух.
И мы с вами сделаем какой вывод (Ответы детей)
Вывод: Воздух легче воды
Вам понравилось быть учеными и делать опыты? (Ответы детей)
Хорошо, мы с вами сегодня потрудились! Все молодцы!
Расскажите, о чем вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Что вам особенно понравилось, и осталось ли что-то непонятное? (Ответы детей)
Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.
Практически все ребята делают опыты сами, под моим чутким руководством! Это намного интереснее, чем если бы их показывала я! Восхитительное настроение в группе на целый день и очень много обсуждений между собой, я слышала тоже практически целый день![/b]