Ольга Соловьёва
Конспект НОД по музыке «В мире звуков» для детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по теме «В мире звуков» в средней группе
Музыкальный руководитель Соловьёва О. Б.
Программное содержание:
1. Учить детей различать шумовые и музыкальные звуки, способствовать усвоению этих понятий, используя игровые приёмы. Закреплять знания о музыкальных инструментах, учить детей классифицировать их по видовым признакам.
Публикация «Конспект НОД по музыке „В мире звуков“ для детей в средней группе» размещена в разделах
2. Обогащать ощущения детей – зрительные, слуховые, тактильные – в процессе музицирования.
3. Упражнять в выделении длинных и коротких звуков, выкладывании ритмического рисунка на фланелеграфе.
4. Дать представление о малой музыкальной фольклорной форме – частушке.
5. Развивать природную музыкальность детей, создавать предпосылки для формирования творческого мышления.
6. Формировать и поддерживать интерес к музицированию. Развивать навыки общения, воспитывать доброжелательность и взаимоуважение.
Материал:
• кубики,
• деревянные ложки,
• музыкальные инструменты :
колокольчики
треугольники
барабан
маракас
металлофон
гармошка
• фланелеграф
• прямоугольные и квадратные полоски для выкладывания ритмического рисунка
• игрушка - поросёнок
Музыкальный руководитель. Ребята сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в музыкальный мир звуков. А поможет нам в этом музыка. Я предлагаю вам станцевать волшебный танец.
«Танец – полька» Рахманинова.
Ребята, посмотрите, вот и мы попали в мир звуков. Сколько здесь всего интересного. Вы слышите, кто-то плачет! Давайте посмотрим кто это.
(Идут к ширме).
Да это же поросёнок.
(Показываем детям игрушку).
Как вы думаете, из какой он сказки?
(Ответы детей).
А что он здесь делает? Давайте послушаем его историю.
Три поросёнка, отправляясь на прогулку, надевали на шею колокольчики. По их звону они определяли, кто из них, где находится. Ниф-Ниф потерял свой колокольчик и не сумел найти дорогу к своему домику. Шёл он, шёл и пришёл в волшебный мир звуков. Ниф-Ниф устал и продрог на ветру. Давайте оставим его погостить у нас!
(Дети садятся на стульчики).
Ниф-Ниф хочет с вами познакомиться. Он будет песенкой спрашивать, как вас зовут, а вы будете пропевать своё имя или простукивать кубиками.
Музыкальное приветствие
А теперь простучи своё имя кубиками.
(Даём кубики ребёнку, который пропевает своё имя и отстукивает его ритм с помощью кубиков.
Дети прохлопывают ритм в ладоши, повторяя это имя.)
«Ритм».
Ну вот и познакомились! А теперь прохлопайте имя нашего гостя - Ниф-Ниф.
Сейчас вы стучали кубиками. А можно ли пропеть звук кубика?
(Дети отвечают.)
Посмотрите, на столике лежат музыкальные инструменты. Назовите те из них, звук которых пропеть нельзя.
(Барабан, маракас.)
Эти инструменты издают только шум, поэтому их называют шумовыми.
Все на свете дети знают –
Звуки разные бывают :
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Сейчас мы поиграем на необычном шумовом инструменте.
(Раздаём листы гофрированной бумаги).
Ребята, у меня в руках лист гофрированной бумаги, посмотрите, как я извлекаю звук!
(Показываю способы извлечения звука).
Попробуйте извлечь звук.
«Извлекаем звук».
Что вам напоминает этот звук?
(Шаги, звук метлы об асфальт, шуршание опавших листьев.)
Ваши ладошки тоже могут стать шумовым инструментом. Потрите их друг об друга, вот так! Дети выполняют задание.
Звуки некоторых музыкальных инструментов мы можем пропеть. Назовите их!
(Пианино, металлофон, дудочка и др.)
«Картинки музыкальных инструментов»
Ребята, вы знакомы со многими музыкальными инструментами. Сегодня я предлагаю вам послушать звучание гармошки - русского народного инструмента. В его исполнении можно услышать плясовые мелодии, задорные частушки.
По бокам коробочки
Костяные кнопочки,
Растянул её меха –
Льётся песенка звонка.
Ребята, посмотрите на картинку с изображением гармошки.
(Дети слушают в аудиозаписи звучание гармони.)
Под эти весёлые наигрыши так и хочется запеть частушки.
Частушка
За столом сегодня Алла
У тарелки задремала.
Буратино к ней подсел –
И компот, и кашу съел.
У неряхи-растеряхи
Всё не эдак и не так
И рубашка нараспашку,
И без пуговиц пиджак.
Вот ещё один знакомый вам инструмент. Как он называется?
(Пианино.)
Интересно, можно ли пропеть звуки этого инструмента? А мы сейчас проверим.
(Детям.)
Я сыграю песню, а вы постараетесь её узнать.
(Играет мелодию песни.)
Песня «Осень» музыка И. Кишко, слова И. Плакиды
Дети узнают песню, исполняют её со словами, затем выкладывают ритмический рисунок на фланелеграфе и поют на слоги «лё» и «ли»)
А сейчас я прохлопаю ритмический рисунок знакомой вам песни, а вы скажете, как она называется.
Песня «Тётушка Осень» музыка и слова Н. Орловой
(Дети выполняют задание.)
Как вы думаете, какие инструменты подходят для исполнения этой песни? (Дети перечисляют инструменты. Почему вы так решили? Дети отвечают). (Колокольчики, треугольники и металлофоны изображают капли дождя).
Дети исполняют песню «Тётушка Осень».
Когда песню исполняют несколько инструментов, как это называется? (Оркестр.) А кто руководит оркестром? (Дирижёр.) Сейчас я буду дирижёром, а вы - оркестром. Внимательно следите за дирижёрской палочкой - каждый инструмент должен исполнять свою партию.
Оркестр «Вальс-шутка» Шостаковича.
Ниф-Ниф, тебе понравилось исполнения нашего оркестра?
(Ниф-Ниф кивает головой.)
А теперь ребята споют тебе весёлую песню, используя только шумовые инструменты, а маракасы будут напоминать нам шелест листьев.
Песня «Жёлтенькие листики» музыка и слова О. Девочкиной
Ниф-Ниф, с музыкальными инструментами можно ещё и танцевать! Дети знают «Танец с ложками», хочешь посмотреть?
(Ниф-Ниф кивает).
Дети исполняют «Танец с ложками»
под звучание весёлой плясовой мелодии.
Ниф-Ниф, чтобы ты поскорее вернулся к своим братьям, мы подарим тебе колокольчик. Ты позвенишь им, поросята услышат и откликнутся. Расскажешь им, где ты был и чему научился в мире звуков.
(Ниф-Ниф кивает, поросёнку надевают на шею колокольчик, он прощается с детьми).
Ну вот, я проводила Ниф-Нифа, скоро он вернётся к своим братьям. А нам пора возвращаться в детский сад и поможет нам в этом музыка. Ребята, возьмите в руки волшебные колокольчики, когда зазвучит музыка, заиграйте и закружитесь. А волшебство танца вернёт нас в детский сад.
Импровизация «Танец с колокольчиками»
Ребята, вот мы и вернулись и нам пора прощаться, а на память о нашем волшебном, незабываемом путешествии я подарю вам диск, в котором вы всегда сможете услышать звуки музыки.
Дети прощаются и выходят из зала.
Все фотоматериалы воспитанников использованы с согласия родителей (законных представителей)