Жанна Мазепа
Конспект НОД по музыке «Весна в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по музыке в подготовительной к школе группе
Цель: Доставить детям радость от приобщения к музыкальному искусству.
Задачи:
1. Образовательные:
- Систематизировать знания детей о весне средствами музыки.
- Учить чувствовать настроение музыкального произведения, высказываться о его содержании, обогащая словарный запас детей.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по музыке „Весна в музыке“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- Развивать музыкальные способности детей посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной природе посредством слушания и исполнения музыкальных произведений.
- Воспитывать коммуникативные качества в общении со взрослыми и друг с другом.
Материалы и оборудование:
• мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран);
• карточки с изображением музыкальных инструментов;
• музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, колокольчики, ложки, бубны).
Ход занятия:
(Звучит «Весенняя полечка» Л. Олифировой. Дети заходят в зал, исполняют ритмические движения под музыку.)
Музыкальный руководитель: Вот мы и снова собрались в нашем зале. Я очень рада вас всех видеть! Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
М. Р. : А вы знаете, можно здороваться не только словами, но и движениями. Попробуем?
(Проводится игра-приветствие «Себе пару выбирай».)
М. Р. : Замечательно мы поприветствовали друг друга.
Вижу, что настроение у вас весёлое, бодрое, а значит, вы легко отгадаете мою загадку:
• Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна,
К нам спустилась с небосвода вместе с солнышком …
Дети: Весна!
М. Р. : Правильно. Сегодня мы поговорим о весне - удивительном времени года.
Ребята, а чем же весна удивительна? (Дети отвечают.)
Верно, весной вся природа словно просыпается от зимнего сна. Всем людям становится радостно, светло…Солнышко пригревает.
- Многие поэты, художники, композиторы писали о весне, воспевали красавицу-весну в своих произведениях. У известного вам русского композитора… (показ портрета на экране, дети вспоминают его имя) П. И. Чайковского есть фортепианный цикл «Времена года», в котором 12 пьес. А почему именно 12 пьес, как вы думаете? (Ответы детей.)
Правильно, столько месяцев в году. Вспомним весенние месяцы? (Дети называют.)
Пьеса, которую мы сегодня будем слушать, посвящена второму весеннему месяцу – апрелю, и называется «Подснежник». Про этот цветок написано много стихотворений. Кто-нибудь может рассказать? (Дети читают стихи.)
• Вот, скромно голову склоня,
Качаясь, смотрит на меня,
Сквозь снег пробившись,
Лёгкий, нежный,
Весенний беленький подснежник. (Ф. Поллак)
• На лесной проталинке
Рос цветочек маленький,
Нежный и пушистый,
Бело-серебристый.
Мы цветок срывать не стали,
Мы его на фото сняли,
И теперь он в рамочке
На столе у мамочки. (Н. Железкова)
М. Р. : Конечно, не надо срывать подснежники, ведь они занесены в Красную книгу. Вы знаете, что это за книга? (Дети отвечают.)
Правильно, в неё занесены редкие и исчезающие растения и животные. Вот и подснежники могут совсем исчезнуть, если их не будут беречь люди. Поэтому их занесли в Красную книгу и оберегают.
М. Р. : Вам хочется послушать, какую же музыку написал Чайковский про подснежник? (Дети отвечают.) Мне тоже хочется её услышать. Итак, звучит пьеса П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник».
(Слушание музыки.)
М. Р. : Какая музыка по характеру, настроению?
Дети: Музыка нежная, иногда взволнованная;
- трепетная и беспокойная, ласковая и светлая…
М. Р. : Что вы представляли, слушая эту музыку?
Дети: Как течет ручей в лесу.
- Птицы перелетают с ветки на ветку.
- Распускаются подснежники.
- Тает снег…
М. р. : Вы правильно поняли музыку. На смену зиме спешит весна. Оживает лес.. Молодые, зелёные ростки так и тянутся вверх к самому небу. А подснежники… Они первыми спешат выглянуть из-под снега, подарить всем радость.
Эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Вначале робкая, несмелая, ласковая. Подснежник тянется к солнцу и мелодия поднимается все выше. Но звучит она то светло, высоко, то более тревожно, низко. Музыка рассказывает, что солнышко ещё светит не всегда, иногда бывает холодно, темно, ненастно.
Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, о нежном подснежнике.
Сейчас мы не только услышим ещё раз эту чудесную музыку, но и увидим то, что хотел изобразить Чайковский своей чудесной музыкой.
(Повторное слушание с показом презентации. )
М. Р. : На какой танец похожа эта пьеса?
Дети: На вальс.
М. Р. : Правильно. Здесь ярко чувствуется ритм вальса.
Вальс – прекрасный танец, который нам знаком.
Вспомним вальс, который мы дарили на праздник нашим мамам и бабушкам.
(Исполняется вальс А. Петрова из к/ф «Берегись автомобиля». Затем мальчики провожают девочек на свои места.)
М. Р. : Ребята, хочу предложить вам такую игру: я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне: пригревает, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, мороз, проталинки, ледоход, метель, солнышко, капель.
- Что такое капель? (Ответы детей.)
- А хотите узнать интересную историю о сосульке? Жила-была сосулька. Она была большая, длинная, очень красивая и блестящая, ледяная. Зимою сосулька звенела вот так: дзинь-дзинь-дзинь. Но вот пришла весна, и с сосулькой что-то случилось. Что же?. (Дети отвечают.)
Да, она начала таять и петь другую песенку. Как вы думаете, какую? (Ответы детей.)
Правильно, кап-кап-кап. Давайте мы с вами поиграем с сосулькой. Ваш воспитатель будет показывать иллюстрацию с изображением зимы, вы будете петь зимнюю песенку сосульки, а если иллюстрацию весны – весеннюю.
(Проводится игровое распевание «Песенка сосульки».)
В своих стихах русские поэты называют весну красавицей, румяной, молодой …
А композиторы на эти стихи написали много нежных песен.
Давайте исполним нашу песню про красавицу-весну.
(Исполняется песня «Красавица Алёнушка» Струве.)
М. Р. : Весна – яркое, «звонкое» время года: журчат ручьи, звенит капель, заливисто поют птицы. Предлагаю исполнить наш весенний звонкий оркестр.
А понять, кто на каком инструменте будет играть, нам помогут карточки. Какой музыкальный инструмент там изображён, тот и возьмите. (Дети берут карточки, а затем инструменты.) Наш экран будет вам помогать, смотрите внимательно, чтобы не пропустить, когда начать игру, а когда закончить.
(Показ презентации весеннего оркестра, на слайдах которой изображены музыкальные инструменты. Музицирование.)
М. Р. : Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось, что нового вы узнали? Передавайте друг другу этот подснежник и поделитесь друг с другом своим мнением о нашей встрече. (Дети делятся впечатлениями. )
М. Р. : Весной вместе с природой пробуждаются и наши чувства. Мы мечтаем о любви, о счастье, загадываем желания … А ведь весна – волшебница, и может исполнить по одному вашему желанию. Я вам дам волшебные камушки. Каждому камушку вы прошепчите своё желание и, выходя из зала, бросьте его в весеннюю лужицу. Ваше желание обязательно сбудется! (Раздаёт камушки.)
А сейчас нам пора возвращаться в свою любимую группу. И в память о нашей встрече возьмите к себе в группу портрет композитора П. И. Чайковского и весенние иллюстрации в музыкальный уголок. Не забудьте попрощаться с нашими гостями.
(Под «Весеннюю полечку» дети выходят из музыкального зала.)