Лазарева Олеся Леонидовна
НОД по заучиванию стихотворения по мнемотаблице в старшей группе для детей с нарушением речи «Звук [Л]»
▼ Скачать
Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить ребёнка четко произносить звук Л, дифференцировать звуки Л, Л,
- формировать фонематические процессы;
- определять место звука в слове;
- делить слова на слоги;
- познакомить с буквой Л;
- продолжать учить детей внимательно слушать и заучивать художественное произведение;
- отвечать на вопросы взрослого.
Коррекционно-развивающие:
- развитие дыхания;
Публикация «НОД по заучиванию стихотворения по мнемотаблице в старшей группе для детей с нарушением речи „Звук [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие ручной моторики;
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-нравственное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: наработка словаря, обсуждение использования скакалок.
Оборудование: зеркало, мяч.
Материалы: пособие для речевого дыхания; картинки артикуляционной гимнастики, счётные палочки, картинки к играм «Собери буку», «Логопедическое лото», картинки и мнемотаблица к стихотворению Ивана Демьянова «Скакалочка».
Способ организации: индивидуальный.
Методы и приё мы: наглядный, словесный, практический.
Продолжительность: 20 минут.
Ход НОД
1. Организационный момент.
- Здравствуй! Сегодня мы с тобой пришли в гости.
Давай поприветствуем всех присутствующих. Подарим гостям свои улыбки.
«Поздоровайся, дружок – пожелай здоровья.
Лечит очень хорошо доброта с любовью».
2. Сообщение нового материала.
Для нас приготовили сюрприз – конверт, а в конверте – картинки.
По этим картинкам мы с тобой будем учить стихотворение.
Я расскажу тебе секрет. В этом стихотворении часто произносится звук «Л», поэтому нам надо с тобой проделать упражнения, которые помогут тебе правильно произносить звук «Л».
3. Для того, чтобы правильно произносить звуки и красиво говорить, надо правильно дышать.
И начнём мы с правильного дыхания.
Дует сильно ветерок, всё вокруг сдувает.
Дул он сильно, вот и мы с тобой повторим.
(Ребёнок дует на ленточки на колечке).
4. - Ты хочешь научиться правильно говорить звук Л?
Значит будем тренировать язычок.
Поэтому внимательно слушай и правильно выполняй упражнения.
«Улыбка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Пароход гудит».
- Вышел Язычок погулять, встретил по дороге лягушонка Кваки и решил с ним по улыбаться: «Кваки любит улыбаться. Рот у Кваки до ушей, хоть завязочки пришей» (2-3 р.). По улыбались друг другу Кваки и Язычок. И Язычок вспомнил, что не завтракал и решил приготовить блинчики: «Испечём блинов немножко и остудим на окошке» (2 – 3 р.). Испё к Язычок блины и решил поесть их с вареньем: «Ох, и вкусное варенье, жаль, осталось на губе. Язычок я подниму и варенье оближу» (2 – 3 р.). Позавтракал Язычок, вышел во двор и встретил Индюка. Хотел с ним поиграть, а Индюк ему отвечает: «Я - индюк – балды – балда. Разбегайтесь кто куда». (2 – 3 р.). И Язычок поскакал на лошадке: «Я лошадка Серый бок, цок-цок-цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.» (2-3 р.). Устала лошадка и тогда Язычок поплыл на пароходе: «Пароходик небольшой, зато смелый он какой, ему волны не страшны, весело гудит он «Ы-Ы-Ы» (2 – 3 р.)
Поиграл Язычок с друзьями и звук Л зазвучал.
Артикуляция звука (язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт).
Характеристика звука : звук Л - согласный, звонкий, твёрдый.
5. Для закрепления правильного произнесения звука нам надо сыграть в интересные игры.
Вот, 1-ая игра с мячом «Угадай слово».
Словарный материал:
за., пена., вокза., футбо, уко…., .ук, сту., по., сто., дяте, …ак.
6. Показ буквы Л.
Выкладывание буквы из палочек.
2-ая игра - «Собери букву».
И сейчас мы с тобой соберём букву «Л» и назовём все картинки, которые есть в этой букве: ….
Буква «эЛ» - это дом двух звуков Л и Л. Еще есть предметы, в названии которых звуки Л и Л живут.
7. 3-ья игра - «Логопедическое лото»
Разложи картинки так, чтобы мы увидели, где находятся звуки Л и Л в названии этих предметов. Словарный материал: лук, велосипед, стул, лиса, колесо, соль.
8. Физкультминутка.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске, — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Влево, вправо, влево, вправо.
8. 4-я игра – Мы слегка с тобой размялись, а сейчас «По дороге зашагаем – слоги в слове сосчитаем»
Мы с тобой слова шагаем
В словах слоги мы считаем.
Словарный материал: лук, велосипед, стул, лиса, колесо, соль.
9. Мы с тобой, поиграв в эти игры так хорошо потренировали язычок, что смело можем перейти к заучиванию стихотворения по картинкам.
Это стихотворение Ивана Демьянова «Скакалочка», но я его немного изменила. Заменила слова со звуком Р, мы его ещё с тобой не выучили, на слова со звуком Л.
– А сейчас я прочту стихотворение «Скакалочка».
(чтение стихотворения) - установка на дальнейшее запоминание.
Очень любит Галочка
Весёлую скакалочку.
Скок да скок, скок да скок!
Галочке не жалко ног.
А бывает жалко
Весёлую скакалку.
- Отдохни, скакалочка, -
Еле шепчет Галочка.
Повторное чтение стихотворения с использованием картинным планом (мнемотаблицы).
Вопросы по содержанию стихотворения :
- О ком говорится в стихотворении? (О девочке Галочке)
- О чём говорится в стихотворении? (о весёлой скакалочке)
- Что любит Галка?
- Что она делает со скакалкой?
- Чего Галке не жалко?
- А что Галка жалеет?
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на картинки.
Мы сейчас с тобой рассмотрим картинки и с их помощью повторим, а потом выучим стихотворение.
Читается отдельно каждая строчку стихотворения. Ребёнок повторяет её с опорой на мнемотаблицу.
Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
10. Итог.
Тебе понравились наши игры?
А что больше всего?
Список используемой литературы
1. В. В. Коноваленко, С,В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Издательство «Гном и Л» 2001.
2. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи : конспекты занятий. - Москва: ТЦ Сфера, 2001.
3. И. Демьянов «Скакалочка».