Татьяна Брызгалова
НООД по социально-коммуникативному развитию «Сошьем Дуне сарафан, а Иванушке-кафтан!»
▼ Скачать + Заказать документы
Сошьем Дуне сарафан, а Иванушке-кафтан!
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом (мужским и женским).
Задачи:
1. Расширять представления детей о народной одежде.
2. Продолжать знакомить с женским и мужским русским народным костюмом, его деталями, материалом и украшениями.
3. Формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда.
4. Побуждать использовать в речи прилагательные.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес к изучению русского народного костюма.
Публикация «НООД по социально-коммуникативному развитию „Сошьем Дуне сарафан, а Иванушке-кафтан!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Средства: мужской и женский народный костюм, колечко, магнитофон, запись фонограммы песни «Во кузнице», шаблоны сарафанов и рубашек, клей, кисти, платочки.
Способы:
- Игра «Колечко-колечко».
- Беседа «Мужской и женский народный костюм».
- Физкультминутка под русскую народную песню «Во кузнице».
- «Сошьем Дуне сарафан, а Ивашке - рубашку».
- Русская народная игра по желанию детей.
Словарная работа: народный костюм, сарафан, рубаха, штаны, кушак, рубаха-косоворотка, вышивка, лента, тесьма, бисер, ситец, шёлк, велюр, ситцевый, шёлковый, велюровый, розовый, красный, зелёный, мягкий, шёлковый, «добрый молодец», «красна девица»;
Предшествующая работа: составляли описательные рассказы об одежде, рассматривали ткани, читали стихотворение З. Александровой «Сшили Тане Сарафанчик», рассматривали иллюстрации к русским народным сказкам, рассматривали куклу в русском народном костюме, выучили хоровод.
Ход НООД:
I. Организационный момент.
Звучит музыка, въезжает «тройка лошадей» с мужчиной и женщиной в русских костюмах. Здороваются.
1. Мотивация
Воспитатель: Здравствуйте. Откуда приехали? (Из старой Руси.)
- А вы, в какой стране живете? (Обращаются к детям гости.)
- Послушайте, как созвучны эти слова – Русь и Россия.
На Руси мальчиков и юношей называли «добрый молодец», а девушек – «красна девица».
Давайте поиграем и, как кого зовут, узнаем.
2. Игра «Колечко-колечко».
Кому колечко упадет, тот свое имя назовет. Колечко – колечко, выйди на крылечко. (Кладет колечко в ладошки ребенку.) Ребенок встает и произносит свое имя: «Машенька свет Александровна», «Катюшенька», «Мишенька».
Вот и познакомились. Какие эти имена? (Красивые, добрые, ласковые.)
К нам пришли эти имена из старины глубокой. Каждое имя имеет свое значение. Например: Ирина – мир, Александр – защитник, Владимир – владелец мира, Марина – морская, Лариса – чайка и т. д.
II Основная часть:
1. Беседа «Мужской и женский народный костюм»
Добирались мы к вам через горы и леса, через степи и поля.
Себя показать и многое вам рассказать.
В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха. Она застегивалась очень интересно, застежка была с боку, а не посередине груди. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.
Мужские брюки – штаны – шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщевые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь – сапоги. Иногда выходные, праздничные штаны шили из ткани в полоску. (Рассматривание одежды.)
Женщины носили одежду более сложную и многообразную. Главной частью женской одежды была сорочка. Сшитая из холста, она нередко служила домашней одеждой. В ней летом крестьянки ходили на покос: «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи».
Поверх сорочки надевался сарафан – длинная одежда без рукавов. Сарафаны на Руси были распашные, т. е. широкие и прямые.
Как вы думаете, какой сарафан на мне? (Ответы детей.)
Сарафаны были будничные, т. е. на каждый день и праздничные. Будничные шили из ситца, праздничные из шелка. Праздничные сарафаны украшали бисером, лентами, тесьмой, вышивкой.
Какие сарафаны шили из ситца, шелка? (Воспитатель спрашивает 2-3 детей и следит чтобы дети отвечали полным предложением.)
Скажите, какой сарафан на мне - ситцевый или шелковый? (Воспитатель спрашивает 2-3 детей).
На голове женщины носили кокошник. (Рассматривание одежды.)
Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс, или, по-другому, кушак. Это была не просто деталь одежды, а «опознавательный знак», символ благосостояния.
Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение : красный цвет – благородство, синий цвет – радость, желтый цвет – тепло и ласка, черный цвет – богатство.
Говорят у россиян руки не простые,
Говорят у россиян руки золотые.
Погляди внимательно, подойди поближе
И послушай-ка наши песни удалые.
Вставайте в хоровод.
2. Физкультминутка под русскую народную песню «Во кузнице»
Под русскую народную песню «Во кузнице» проводится хоровод – физ. минутка.
И. п. – о. с. Голова вверх – прямо – вниз - прямо.
Во ку…., во кузнице,
Во ку…., во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют, приговаривают,
Молотками приколачивают.
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
И. п. – о. с. Голова вправо – прямо – влево - прямо.
И. п. – о. с., руки на поясе. Выпад правой ногой вправо, руки через стороны за голову. Вернуться в и. п. То же др. ногой.
И. п. – о. с., руки вниз. Поочередно поднимать руки по одной - на пояс, к плечам, вверх и опускать в обратном порядке.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклон вперед, руками коснуться пола, колени не сгибать. Вернуться в и. п.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклон вперед, руки вперед, голову вверх. Вернуться в и. п.
И. п. – о. с., руки перед грудью. Стучать кулаком о кулак, то сверху, то снизу.
Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поворот вправо, левую руку положить на правое плечо, правая рука за спину. Вернуться в и. п. То же в другую сторону.
И. п. – о. с, руки вверх. Поднять правую ногу, согнутую в колене и одновременно опустить руки на колено. Вернуться в и. п. Тоже др. ногой.
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.
И. п. – о. с., прыжки на дух ногах.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.
Упражнение на дыхание.
Молодцы, ребята, а как вы думаете, сейчас носят сарафаны? (Да) Правильно, и сейчас носят сарафаны, но они немного изменились.
3. «Сошьем Дуне сарафан, а Ивашке- рубашку».
Современные сарафаны короче русских народных сарафанов, сшиты из другой ткани и украшены по – другому. Но они тоже очень красивые и разные.
Ребята, а у нас только один комплект одежды, тот который на нас не смогли бы вы украсить для нас еще одежды, чтобы мы могли наряжаться в нее?
Поможем? (Да).
(Дети садятся за столы, на которых лежат силуэты сарафанов, рубашек, цветная бумага, клей, кисти).
-Подумайте, как вы будете украшать одежду (спрашивает 2-3 детей).
Приступайте к работе. Спинки у всех прямые, ноги вместе, не забывайте, что с кисточкой в руке крутиться нельзя.
III. Заключительная часть. Рефлексия:
-Закончили? Возьмите свои работы, встаньте на коврик в круг. Кто хочет рассказать, как украшена одежда (спрашивает 2-3детей).
Спасибо большое, нам очень понравилась новая одежда.
-Молодцы, а теперь можно поиграть. (Народная игра по желанию детей.)