Ольга Ефремова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Волга-матушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по социально - коммуникативному развитию
«Волга-матушка»
Задачи:
1. Поддерживать интерес детей к истории своей Родины, расширять, уточнять знания детей о своей стране, родном городе, великой русской реке Волге.
2. Расширять представления детей о природных богатствах России, разъяснить, что человек своим трудом может украшать землю, а может и губить.
3. Продолжать учить детей рассуждать, оценивать ситуации и поступки.
4. Воспитывать чувство ответственности за свою «малую родину».
Темочки:
- Водоемы. Океаны, моря, реки и озера
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Материал для занятия: карта России, иллюстрации с изображением видов Волги; разновидностей деревьев, рыб, ягод, грибов. Репродукции картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Макет корабля.
Ход занятия:
Ребята, как называется страна, где мы живем?
А наш город?
Назовите, пожалуйста, реки, на берегах которых раскинулся наш Нижний Новгород.
Правильно. Вот сегодня я хочу вам рассказать о реке Волге и приглашаю вас в путешествие по этой реке. А «поплывем» мы на этом «корабле».
Садитесь, пожалуйста, поудобней, мы отправляемся в путь по великой русской реке Волге. Ее часто называют Волгой-матушкой, Волгой-кормилицей, Волгой-красавицей, Волгой-труженицей. А почему ее так называют, мы сегодня узнаем.
Когда-то давным-давно, когда на Земле еще жили древние люди, из маленьких прозрачных ручейков на Валдайской возвышенности зародилась огромная река Волга (показ по карте). Но только древние люди называли ее по-другому, и названий было несколько.
Одни народы называли ее «Ра», что значит - «щедрая». Как вы понимаете это слово? Что значит щедрая? (добрая, все отдающая). Другие народы называли ее «Итиль», что означает Река-рек - самая главная, самая полноводная, самая могучая, широкая. А третьи прозвали ее Волгой, что означает «Светлая».
В те далекие времена вода в реке была тихая, прозрачная. В ней водилось много рыбы (сельдь, осетр, белуга, угорь и др.) (Показ картинок с изображением рыб)
Берега Волги были покрыты лесами. (Показ иллюстраций) В таких лесах и зверям привольно жилось. Как вы думаете, каких зверей можно было здесь встретить?
Богаты леса были и грибами, ягодами, орехами, лечебными травами. Видите, какие богатства дарила людям Волга и ее берега. Недаром называли ее кормилица. (Показ картинок).
А посмотрите (показ иллюстраций) какая красивая была река. Недаром её называли Волга-красавица.
Плавали по ней на лодках, челноках, позже появились речные суда, которые передвигались по реке с помощью бурлаков.
Бурлаки - это люди, которые тянули ручные суда вручную, с помощью веревок и ремней. Присмотритесь к этим людям. Как вы думаете тяжело им выполнять свою работу? (Показ репродукции картины Репина «Бурлаки на Волге») (Правильно, посмотрите, как они измучены, еле стоят на ногах, а некоторые вот-вот упадут)
Художник сопереживает этим людям, словно хочет им помочь, как будто кричит нам зрителям: так не должно быть.
Вот такой ребята, Волга была много-много лет назад: с чистой водой, обилием рыбы, судами, которые тянули бурлаки.
Теперь все по-другому. Об этом мы поговорим позже. А сейчас давайте отдохнем на Волжском берегу и поиграем в игру.
(Игра рыбаки и рыбки)
Поиграли, отдохнули немного, а теперь продолжим наш рассказ.
Итак, теперь Волга совсем другая. По реке идут один за другим современные речные суда. (Показ иллюстраций)
У Волги очень много дел. Вода ее трудится каждую минуту. На ее берегах построили гидроэлектростанции, которые используя энергию воды, вырабатывают электрический ток в заводы, фабрики, где делают машины, строят корабли, шьют одежду и обувь. (Показ иллюстраций)
Трудится, трудится река день и ночь для людей, недаром ее называют Волгой- труженицей. Да вот беда! Заболела Волга : вода стала грязной, потому что в реку с заводов, фабрик сбрасываются грязные вредные отходы, отравляющие вещества.
Как вы думаете, а чем это плохо?
(воды в реке стало меньше, погибает рыба, в лесах по берегам рек, озер погибают деревья, цветы, стало меньше ягод, грибов и т. д., вымирают животные).
Теперь ученые думают: что делать? Как спасти природу и помочь Волге.
Для этого строятся специальные очистительные сооружения. Есть люди, которые наблюдают за тем, чтобы заводы, фабрики не загрязняли реку. Мы должны беречь природу, наши реки, иначе просто погибнем.
А теперь нам пора домой собираться. Садитесь на корабль, прощаемся с рекой и слушаем песню «Волга» и вспоминаем, о чем говорили на занятии.