Оксана Чепкина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Уточнять и обобщать знания о семье, о том кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;
2. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье;
3. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Материал. Силуэт дерева из картона, который прикреплен к ширме; листья, вырезанные из плотной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных; репродукции семейных портретов.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом в игровой зоне. Воспитатель привлекает их внимание к репродукциям, размещенным на мольбертах (А. Ван Дейк. «Семейный портрет»; Я. Колокольников-Воронин. «Автопортрет с женой и сыном»; неизвестный художник. «Портрет семьи Затолокиных»; И. Хомутова. «Семья»).
Воспитатель. Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них? (На этих картинах изображены семьи.) Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные. ( На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)
Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. И подумайте, что вы сможете рассказать о ней. (Короткие рассказы детей.)
Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах, разное, состав семей тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков назад; другие – наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица.
Как вы думаете: что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)
Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.
Ребенок.
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестренке, конфета – Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Я. Аким
Воспитатель. Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Ответы детей). Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или они разные? Чем они отличаются? (Все семьи разные. Есть большие и маленькие семьи. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах.)
Воспитатель. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. («Вся семья вместе, и душа на месте», «Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют», «Русский человек без родни не живет», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Дети – цветы жизни», «Семья ладом полна»).
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика, которая сопровождается чтением потешки.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – наш малыш!
Зовут его Ванюша!
Воспитатель. У Ванюши дружная, сплоченная семья, потому что все пальчики собрались вместе, в кулачок. Какой должна быть семья? Подберите слова – признаки к слову «семья». (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая). Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу. И находитесь здесь почти весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите, у нас выросло красивое дерево. (Показывает на картонное дерево, прикрепленное к ширме). Это дерево – наша группа, его веточки – ваши семьи.
С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.
Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (С дедушки и бабушки). Почему нужно начать с дедушки и бабушки? (Потому что они самые старшие в семье).
В корзинках лежат листочки с фотографиями членов ваших семей. Найдите свою корзинку и разместите листочки с фотографиями на любой веточке дерева. (Дети прикрепляют листочки к дереву).
Теперь мы знаем, сколько человек у каждого из вас в семье и как они выглядят. Осталось узнать, как их зовут. Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (Нужно знать их имена, отчества, фамилии). Действительно, прежде всего нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже не достаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли. ( Дети рассказывают: «Это моя веточка. Это я, меня зовут Саша. Это моя мама Елена Алексеевна. Это мой брат. Его зовут Ваня. Ему десять лет. Моего папу зовут Игорь Александрович». И т. д.)
Слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это.
В заключении дети читают стихотворения о семье.