Семенова Наталья Ивановна
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звук [С] и буква «С»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей со звуками «с-сь» и буквой «С».
Задачи:
Познакомить с согласными звуками «с-сь».
Уточнить артикуляцию звуков «с-сь».
Закреплять умение находить месторасположение звука в слове.
Расширять словарь детей словами – антонимами.
Развивать у детей фонематические представления.
Познакомить с буквой С.
Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал: слайдовая презентация, предметные и сюжетные картинки, карточки и магниты для звукового анализа слова «сова», тетради, карандаши.
Ход НОД:
Дети заходят в группу и встают в круг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
- Ребята, сядет тот, кто отгадает слово.
Высокое хвойное дерево (сосна)
Птица с жёлтой грудкой (синица)
Усатая рыба (сом)
Что мы видим, когда спим (сон)
Предмет мебели для сидения (стул)
- Ребята, с какого звука начинаются отгаданные слова?
На экране картинки на звуки С и Сь.
- Ребята. Давайте еще раз произнесем слова и послушаем, какие одинаковые звуки слышатся в этих словах.
(дети произносят слова и определяют звуки с-сь)
- Когда мы произносим звук «с», губы открыты или сомкнуты?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Кончик языка находится за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
(Просит детей произнести звук С).
- Значит, какие это звуки С и Сь? Согласные
- А чем отличаются звуки С и Сь? Твердый и мягкий.
- Ребята, назовите слова с твердым согласным звуком С. (сосна, сом, сон, стул)
- Теперь назовите слова с мягким согласным звуком Сь. (синица)
- Молодцы. Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? (Синим)
- А каким цветом - мягкие согласные звуки? (Зеленым)
- Ребята, а где в слове могут находиться звуки С и Сь? (В начале, в середине, в конце слова).
- Ребята, перед вами картинки. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук С стоит :
- в начале слова (санки, сумка);
- в середине слова (носки, лиса);
- в конце слова (ананас, автобус).
Звуковой анализ слова
- Ребята, послушайте загадку. И давайте мы с вами запишем отгадку с помощью звуков-карточек (загадка про сову) :
У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица -
Вижу всё в глуши лесной. (СОВА)
- Правильно, это СОВА. Давайте выложим слово СОВА с помощью цветных квадратиков.
Дети работают за столами с раздаточным материалом.
Один ребенок выкладывает у мольберта. И дает характеристику звуков :
С - согласный, твердый;
О - гласный;
В - согласный, твердый;
А – гласный.
- Правильно. Ребята давайте немного отдохнем.
Физминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на месте постоять.
Тихо сядем, дружно встанем.
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
- Ребята, звуки мы всегда слышим? Да
- Мы можем звук увидеть? Нет.
- Верно. Звуки мы не видим. Звуки в письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё имя. Звуки С и Сь обозначаются на письме буквой С. (показ буквы).
- На что похожа эта буква?
- Нарисуйте букву на ладошке.
- А теперь проходим за столы.
Работа в тетрадях.
Рефлексия:
- С какими звуками сегодня познакомились?
- Какой буквой обозначаем звуки?