Наталья Шнякина
НОД по речевому развитию в средней группе «Учим мокшанский язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Обучать детей мокшанской разговорной речи, добиваться правильного произношения слов.
- Воспитывать интерес к языку, желание разговаривать; активизировать изученные слова, названия животных, прилагательные, грамматические конструкции «мон няян», «мон кельган»; использовать их в связной речи; Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
Публикация «НОД по речевому развитию в средней группе „Учим мокшанский язык“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Методические приемы: беседа, дидактические игры с карандашами, игра «Построим цепочку», подвижная игра «Шеерня и катоня»; дидактические игры «Чудесный мешочек», «Какого кубика не стало», «Мезе няят».
Предварительная работа: Беседы о родном крае, рассматривание альбомов, книг. Разучивание народных песен, танцев, игр. Знакомство с мордовским-мокша фольклором : хороводы, считалки, дразнилки.
Материал и оборудование: игрушки (мишка, заяц, еж, лиса, волк, белка, цветные карандаши, мешочек с кубиками, маски кошек и мышки, яблоки.
Организационный момент
Дети сидят полукругом. Вносится игрушка мишка.
- Шумбратада! Давайте познакомимся. Кода тонь лемце? Тон церанят или стирнят? Мзяра тонь кизоце?
Дети по очереди рассказывают о себе:
«Мон стирнян. Монь лемозе Лена. Мон емланян. Монь вете кизодон» и т. д.
- Дети, как медведь по-мокшански? (Офта)
- Сон оцю или емла? (Емла)
- Назовите ласково. (Офтоня)
-Дети, все ли животные на зиму укладываются спать. Чтобы медвежонку снились хорошие сны, он хочет наиграться с вами перед сном. Вы согласны помочь ему?
Игра с карандашами
- Мзяра тяса карандашта? (Фкя, лама)
- Катя, сак тяза, макст тейне кафта карандашт. (Ребенок дает 2 карандаша)
- Егор, макст тейне колма (Фкя, лама) карандашт. (Ребенок дает)
Игра «Построим цепочку»
- Медвежонок зовет: «Миша, сак сей». Миша зовет: «Маша, сак сей». Маша зовет следующего и т. д. Получается цепочка длинная («кувака»). Перестраиваемся в круг и играем в игру:
«Шеерня и катоня» Дети хором произносят считалку на мокшанском языке, выбирают кошку и мышку
Игра «Чудесный мешочек» Дети по очереди вынимают кубики из мешочка и называют цвет по-мокшански :
- Тя кодама? (Якстерь)
- Шабат, тя якстерь? (Да, тя якстерь) Воспитатель ошибается.
- Тя сенем? (Аф, тя якстерь) и т. д. Медвежонок предлагает игру:
«Какого кубика не стало» Дети закрывают глаза, воспитатель ладошкой прикрывает кубик. Дети угадывают, какого цвета кубик спрятан.
- Кодама арась? (Акша) и т. д.
Игра «Мезе няят?» Из коробки достается зайчик.
- Настя, мезе няят? (Мон няян нумол)
- Назови ласково. (Нумолня)
- Нумолсь тялонда уды? (Аф уды) Аналогично достается еж, лиса, медведь, волк.
- Шабат, ласькондеда, кода келазсь. (Дети бегают, как лиса)
- Якада, кода офтсь. (Ходят, как медведь)
- Комотнеда, кода нумолсь. (Прыгают, как зайчики)
Медвежонок дарит детям яблоки. Но чтобы получить яблоко, нужно сказать заклинание «Мон кельгса марть».
Дети по очереди подходят к столу, говорят: «Мон кельгса марть». Берут яблоко, благодарят: «Сюкпря».
Медвежонок благодарит детей за игры и уходит: «Уледа шумбрат! Васедемазонк».