Наталья Украинская
НОД по речевому развитию «Письмо из леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию
в подготовительной группе
Тема: «Письмо из леса»
Цель: Создание условий для развития познавательно-речевой активности в процессе составления описательного рассказа по опорным картинам, мнемотаблице
Задачи:
1. Обеспечить условия для развития познавательных интересов (познавательное развитие)
Публикация «НОД по речевому развитию „Письмо из леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие)
3. Создать условия для освоения детьми устной диалогической речи (речевое развитие)
4. Обеспечить условия развития инициативы, самостоятельности и активности детей (познавательное развитие)
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, выбора партнёров, материалов (социально - коммуникативное развитие)
6. Создать условия для усвоения правил взаимодействия друг с другом и взрослым (социально – коммуникативное развитие)
Предварительная работа:
• Беседы об осени
• Чтение художественных произведений: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; А. Твардовский «Лес осенью»; стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина
• Рассматривание репродукций художников, посвященных теме осени И. Левитана, В. Поленова
• Разучивание стихов об осени по мнемотаблицам
• Слушание музыки и пение песен об осени
• Рисование на тему «Осень»
Организация детских видов деятельности:
1. Общение ребёнка со взрослым
2. Общение ребёнка со сверстниками
3. Экспериментальная деятельность
4. Поисковая деятельность
5. Игровая деятельность
6. Двигательная активность
Оборудование:
воздушные шарики, письмо от зайцев, вода с раствором йода, кисточки, коробочка, листья – красные, жёлтые, оранжевые, картины: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень, мнемотаблица «Признаки осени», картинки на осеннюю тематику, клей, ножницы, белые листы бумаги.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Воспитатель собирает детей в круг
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Закройте глазки. 1,2,3 – волшебство скорей приди.
Влетают воздушные шарики, на нитке – белые листья, на которых написаны буквы и цифры лимонным соком.
Воспитатель ловит шарики, удивляется.
Воспитатель: Ух ты, что это? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Это какие – то чистые листочки. Я ничего не вижу. Ну что это может быть? (ответы детей)
Воспитатель: А может это не просто чистые листочки, а тайные записки. Как вы думаете, бывают такие письма? Чем они могут быть написаны?
Воспитатель: Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами.
Воспитатель: А как узнать, что в них написано?
Воспитатель: Пройдём в лабораторию. Давайте проведём небольшой эксперимент. Сделаем раствор – в воде развести йод. При помощи кисточек смочите каждый свой листок.
На листочках проявляются буквы и цифры.
Воспитатель: Посмотрите, проявляется что-то. Давайте, листочки разложим по порядку от 1 до 9. Кто сможет прочитать надпись? Надпись – КОРОБОЧКА.
Воспитатель: Оказывается, ребята, что письмо с секретом. Вы поняли, что должны найти?
Дети находят коробочку, открывают и достают письмо.
Воспитатель читает:
«Здравствуйте. На полянке в лесу состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни говорили, что осень в самом разгаре, другие говорят, что осень уже заканчивается и скоро наступит зима. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что поздняя осень идёт к нам через ваш в посёлок. Подскажите, когда она будет в лесу. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое»
Воспитатель: Как мы можем помочь зайцам? Что мы для этого можем сделать? (совершить путешествие в осень, написать рассказ, сделать книгу)
Воспитатель: Сейчас мы совершим путешествие в осень и поможем зайцам принять правильное решение.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, как можно узнать, какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру)
Игра «Погода осенью»
У меня мяч осенний и волшебный,
Будет в руки вам скакать и вопросы задавать
Воспитатель: Какая погода осенью?
• Когда идёт дождь – дождливая
• Когда дует ветер – ветряная
• Когда светит солнце - солнечная
• Холодно – холодная
• Пасмурно – пасмурная
• Сыро – сырая
• Хмуро – хмурая
• Туман – туманная
Воспитатель: Молодцы, правильно рассказали о погоде.
Игра «Да или нет»
А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Молодцы, я вижу вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.
Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая? Какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя осень)
Деление на 3 команды (листья красные, жёлтые, оранжевые; такие же на столах)
На столах расположены картины: ранняя, золотая, поздняя осень (взяты с интернета)
Воспитатель: Каждая подгруппа должна рассмотреть свою картину и рассказать, что происходит с природой в разные периоды осени.
Ранняя осень (Картинки)
Золотая осень (Картинки)
Поздняя осень (Картинки)
Примерные рассказы детей:
Ранняя осень – погода тёплая, солнечная, только начинают желтеть листья, трава ещё зелёная, идут тёплые дожди, люди собирают урожай в садах и огородах.
Золотая осень – все деревья в жёлтых листьях, дуют ветры, начинается листопад, небо покрыто тучами, идут моросящие дожди, везде лужи, по утрам бывают туманы.
Поздняя осень – листья все облетели, почернели, трава засохла, небо в тёмных тучах, идут холодные дожди со снегом, ночью заморозки, лужи покрываются льдом, а ветки деревьев - инеем, птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель: Да, ребята, осень бывает разной, но она всегда прекрасна.
Динамическая пауза под музыку П. И. Чайковского
Дети берут в руки разноцветные листочки, выполняют движения по тексту.
Осенние листочки закружились.
Весёлый ветерок зашумел над ними,
Весело они летели и на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели и на землю тихо сели.
Игра «Закончи предложение»
• После лета наступает …
• Осенью солнце…
• Часто небо затянуто …
• Осенью моросит мелкий …
• Часто дует холодный …
• Листья на деревьях становятся …
• Начинается …
• В садах созрели …
• Люди собирают …
• Многие птицы …
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам? А поможет нам мнемотаблица.
Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице.
Примерное письмо :
«Здравствуйте, лесные жители. Пишут вам дети из п. Усть – Абакан, детского сада «Ромашка», группы «Колобки». У нас в посёлке наступила осень. Солнце светит мало и греет слабо. Небо часто затянуто тучами. Идут холодные дожди. Везде лужи. Листья на деревьях засохли и поменяли цвет, стали жёлтыми, красными, коричневыми. Начинается листопад. Мы одеваем тёплую одежду, выходя на улицу, берём с собой зонт. Собираем урожай овощей и фруктов, капаем картофель. И у вас звери в лесу готовятся к зиме: утепляют жилища, делают запасы, некоторые животные ложатся в спячку. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. И нам, зайцы, пора менять шубку с серой на белую, а то лиса или волк вас заметят, потому что зимой всё кругом белым бело».
Воспитатель: Ребята, как мы ещё можем рассказать зайцам об осени? (сделать тематический альбом или книгу)
На столах картинки на осеннюю тематику. Дети выбирают себе понравившиеся картинки и наклеивают на листы бумаги. По желанию они могут сами нарисовать осень или раскрасить раскраску. Делаем обложку, собираем книгу в одно целое, вклеиваем написанный рассказ.
Заключительная часть
Воспитатель: Я рада, что мы с вами нашли убедительные доказательства для зайцев. Как мы доставим письмо в лес? (отправим на воздушном шарике)
Привязываем книжку к шарикам и выпускаем в окно.
Воспитатель: У меня для вас небольшой сюрприз: зайцы прислали вам посылочку. (морковку)