Ирина Анохина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [А], [У] посредством нейроигр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Дифференциация звуков [А], [У] посредством нейроигр"
Цель: Закрепление умения детей различать звуки [А], [У] на слух, соотносить их с соответствующим символом посредством нейроигр.
Задачи образовательные:
-Продолжать учить правильно произносит звуки [А], [У].
-Упражнять детей в соотнесении звуков с соответствующим символом (по Т. А. Ткаченко)
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе для детей с ТНР „Дифференциация звуков [А], [У] посредством нейроигр“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Закреплять умение детей выделять данные звуки в ряду других звуков и слогов.
-Продолжать закреплять умение детей определять наличие звуков [А], [У] в словах с опорой на предметную картинку.
- Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе.
Задачи коррекционные:
- Развивать слуховое и зрительное внимание,
- Развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику кистей рук.
- Закреплять понятия «право» и «лево».
Задачи воспитательные:
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу. Учить выслушивать ответы других детей.
Оборудование:
Две куклы Аня и Уля, кукла – малыш, игрушка Баба Яга, карточки –символы звуков А, У браслеты для рук с изображением символов (по количеству детей, карточки –схемы для пропевания гласных звуков, яблонька, печка, чудо – песочница, массажные коврики, картинки сюжетные к песенкам (АУ, УА, ААА, УУУ, рыбки и пирожки с изображением символов звуков.
Ход занятия:
1. Орг. момент: Дети и логопед слышат стук в дверь.
-Логопед: - Дети, слышите стук? Кажется, к нам кто – то пришёл. За дверями стоят две девочки (куколки).
- Это Аня и Уля. Дети, как мы можем догадаться кого из них как зовут? ( Дети: по символам на платьях. С большим красным кругом – это Аня, с маленьким красным кружочком – это Уля)
- Девочки плачут и просят о помощи. Гуси-лебеди украли их братца и отнесли Бабе Яге. Вы поможете спасти братца от Бабы Яги ( Дети: - Да, поможем.) Для этого нужно отправиться в лес, но не в простой, а волшебный. Чтобы через этот лес пройти нужно хорошо знать звуки [А], [У] и их символы. Давайте немного подготовимся.
2.- Чтобы правильно произнести звук [А] нужно широко открыть рот. Чтобы правильно произнести звук [У] нужно сузить губы и вытянуть их вперёд.
Игра «Спой песенку» -Если вперёд вышла Аня, дети поют ААААА, если вперёд вышла Уля, дети поют УУУУУ. (громко/тихо, от тихого к громкому, от громкого к тихому, отрывисто и т. п.)
3. Игра «Фонарики» - надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку.
- Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).
* А, У, А, А, У, А, У, У, А, У, У, А;
*АМ, УЛ, УР, АС, АШ, УК, АП, УМ.
- Теперь мы готовы отправляться в путь.
Заклинание: Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть - не упасть,
То в страну волшебной сказки
Можно сразу же попасть.
4. – Нас встречает яблонька.
Дети: - Яблонка, яблонька, скажи куда гуси – лебеди полетели?
- Яблонька не отвечает, её Баба Яга заколдовала. Чтобы расколдовать яблоньку нужно произнести заклинание.
Игра «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились.
Червяк дорогу сверху вниз
В огромном яблоке прогрыз.
- Вот и расколдовали яблоньку. Послушайте, что она нам говорит.
5. Игра «Разложи яблочки»
Яблонька: - Помогите мне собрать яблочки – скажу куда гуси – лебеди полетели. Но яблочки у меня не простые на них картинки. Если в названии картинки есть звук [А], положите в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: - Это ЛУК. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т. д.)
Яблонька поблагодарила детей и сказала, что гуси лебеди полетели к печке.
6. Динамическая пауза.
Упражнение «Перекрёстные шаги» К печке нужно идти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.
7. Дети: – Печка, печка, скажи куда гуси – лебеди полетели?
Печка не отвечает – она заколдована. Чтобы она заговорила нужно сказать заклинание.
Игра «Кулачок - ладошка» Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.
На поляне большой
Стоит печка с трубой.
Вот и печку мы расколдовали. Послушайте, что она нам скажет.
8. Печка: - Помогите мне испечь пирожки – скажу.
Игра «Хлопни, топни»
Печка: - Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков я произнесу. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки (в виде пирожков) на которых символами изображено задание)
А У А (хлоп, топ, хлоп)
У А А (топ, хлоп, хлоп)
У У А (топ, топ, хлоп)
А У У (хлоп, топ, топ)
Печка поблагодарила детей и сказала, что гуси – лебеди полетели к речке.
9. Игра «Звуковая тропинка»
- К речке ведёт тропинка, но не простая, а звуковая. Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой.
10. – Здравствуй, молочная речка, кисельные берега, скажи куда гуси – лебеди полетели.
Речка: - поиграйте со мной – скажу.
Игра «Чья песенка» Дети по одному подходят к песочнице находят там рыбку на ней «читают» по символам и кладут рыбку к той картинке к которой подходит эта «песенка».
АУ (девочка кричит в лесу АУ)
УА (малыш плачет)
УУУ (воет волк)
ААА (девочка укачивает куклу)
Речка поблагодарила детей и показала где живёт Баба Яга.
11. –Дети, логопед и девочки Аня и Уля смотрят на домик Бабы Яги издалека. Баба Яга спит, мальчик сидит рядом.
Логопед: -Давайте тихонечко подойдём и заберём братца и перенесёмся обратно в детский сад. На цыпочках подходят к домику, забирают братца и шё потом произнося заклинание:
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть - не упасть,
То легко ребята могут
Снова в детский сад попасть.
12. Итоги.
Девочки Аня и Уля благодарят детей за помощь и уходят к себе домой.
Логопед: - Ребята, какие нужно было знать звуки, чтобы пройти испытания в волшебном лесу? ( Дети: [А], [У])
- Какое испытание вам запомнилось больше всего?