Инна Ялматова
НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ произведения А. Н. Толстого «Еж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить пересказывать близко к тексту используя слова автора.
Программное содержание:
- Образовательные задачи: учить свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольшой сказки без помощи (вопросов) воспитателя; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения; учить осмысливать значение образных выражений; закреплять представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ); добиваться, чтобы все дети поняли рассказ, запомнили его.
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Пересказ произведения А, Н, Толстого „Еж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Толстой А.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- Развивающие задачи: развивать умение составлять рассказ по схеме; развивать связную речь; умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги;
- Воспитательные задачи: внимательно слушать пересказы своих друзей.
Предварительная работа: Беседа о писателе А. Н. Толстой; чтение сказок А. Н. Толстого; знакомство с малым жанром литературы: загадки, чистоговорки, поговорки.
Словарная работа: норовит, растопырить, задумчиво.
Оборудование: Текст сказки А. Н. Толстого, картинки (еж, ежиха, корова, теленок, коробка, последовательные картинки для пересказа.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- Ребята, закройте глаза и представьте. Что на вашу голову сел солнечный зайчик. Он добрый и весёлый. Погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашему лбу, погладьте его, теперь прыгает по щёчкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта, и ротик заулыбался! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу!
- А теперь давайте с вами поиграем в игру: «Язычок проснулся, потянулся…» (артикуляционная гимнастика).
Сказка про язычок
Жил-был язычок (показали — спрятали язычок).
Жил язычок в домике (показали зубы, губы в улыбке, вокруг домика стоит крепкий забор с воротами (губы «трубочкой»).
Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз)
Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).
Набегался, стал прыгать (цокать).
А теперь пошлёпаем язычок губами (язык на нижней губе, шлёпать губами: пя-пя-пя).
Присаживаемся на стульчики.
2. Основная часть.
- Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой замечательного автора, русского писателя А. Н. Толстого, чей портрет сейчас висит перед вами.
- Посмотрите, на столе стоит коробка. Она не простоя, отгадав загадки, мы сможем с вами достать героев нашей сказки из этой волшебной коробки.
- Внимание! Готовы? Узнаем, кто спрятался в волшебной коробке? Поехали!
Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит?
Весь в иголках, не возьмешь
Кто же это, дети?
Дети: Еж
- Отгадали первого героя! (достает из коробки картинку - ежа).
- А давайте попробуем произнести чистоговорку, повторяйте за мной:
Укололся об иголки,
Елка ежится, дрожа –
Укололась об ежа.
(Повторяется 3 раза – все вместе и фронтально).
- Послушайте и отгадайте вторую загадку:
Ходит по лесу портной –
Сто иголок за спиной
Дети: Тоже еж
- Абсолютно верно – тоже еж. Вернее, ежиха. Видите, она в платочке? (достает картинку).
- А теперь попробуем проговорить скороговорку: (Повторяется 3 раза с ускоряющимся темпом – все вместе и фронтально).
У ежа – ежата, у ужа –ужата.
- Молодцы! Послушайте и отгадайте третью загадку:
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое
Дети: Корова
- Правильно! Корова! (Достает картинку)
- И последний герой нашей сказки остался – слушаем загадку:
У коровы есть ребенок –
Славный, маленький…
Дети: Теленок
- Ну вот и последнего героя отгадали – умнички! Теперь можно немного отдохнуть – поиграть. Встаем на ножки.
Физминутка: (имитируют движения в соответствии со словами)
Нес запасы за спиной.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал…
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился,
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
Присаживаемся на стульчики.
3. Чтение сказки с последующим обсуждением.
- Послушайте, пожалуйста, сказку с участием этих героев и подумайте, как можно назвать сказку.
Чтение сказки: А. Н. Толстой «Еж»
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Беседа - вопросы по содержанию.
- Как бы вы назвали эту сказку? (ответы детей)
- Автор назвал сказку «Еж».
- Понравилась вам сказка? Какие отрывки, вам хотелось бы послушать еще раз? (зачитываем, а некоторые фразы повторяем всем вместе)
- Почему эту историю мы называем сказкой, а не рассказом? (Потому что здесь животные разговаривают на человеческом языке).
- Кого увидел теленок?
- Что он ему сказал?
- Почему еж испугался теленка?
- Что сделал теленок?
- Что было потом?
- Как жаловался теленок корове? Что сделала корова?
- Как хвастался еж своей победой перед своей ежихой?
- Что говорили звери про храбрость ежову?
4. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
- А теперь слушаем еще раз. И после прочтения вы мне перескажете эту сказку, используя опорные картинки.
Чтение еще раз сказки.
- Ребята, постарайтесь при пересказывании сказки употреблять те слова и выражения, которые мы использовали при чтении сказки.
Что нужно сначала рассказать? (о том, кто кого увидел).
Что потом? (что произошло с теленком, с ежом)
И какими словами завершить пересказ?
(Двое детей пересказывают произведение опираясь на опорные картинки; еще двое детей пересказывают сказку, используя «картинки» на столе в качестве настольного театра).
- Молодцы, вы очень хорошо справились с пересказом сказки.
- А кто хочет один пересказать всю сказку?
5. Итог занятия. Рефлексия.
- Кто помнит, как называется сказка? («Еж»)
- Кто автор этой сказки? (А. Н. Толстой).
- Очень хорошо у вас получилось показать сказку с нашими героями на столе. А теперь можно всем желающим изобразить эту сказку с нашим кукольным театром. Играйте!