Светлана Овчинникова
НОД по развитию речи «Путешествие в осенний лес» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в средней группе
Цель: Учить составлять рассказ по серии картинок.
Задачи: Закрепить знание предметов одежды, обуви, понятия «одежда», «обувь». Обогатить словарь словами: резиновая, межсезонная; подошва, носок, пятка, голенище. Упражнять в правильном употреблении родительного падежа (в единственном и множественном числе) названий детенышей животных. Продолжать учить четко произносить звук [Ш]. Развивать фонематический слух, творческое воображение, воспитывать любовь к природе. Упражнять в рисовании осенних листьев приемом примакивания, используя основные цвета: желтый, красный; оттеночный: оранжевый, коричневый.
Публикация «НОД по развитию речи „Путешествие в осенний лес“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Оборудование: серия картинок про щуку, макет озера, деревья с разноцветными листьями, письмо от деда Луки, листья, султанчик, резиновые сапоги, магнитофон, ИКТ- мультимедиа, разноцветные листья, акварельные краски, кисти, салфетки, альбомного листа, стаканы с водой.
Предшествующая работа: Беседы об осени, чтение художественной литературы, дидактиче-ские игры.
Методические приемы:
Чтение стихотворений;
Загадывание загадок;
Д/И «Звуковая полянка»;
Д/И «Кто у кого?»;
ИКТ;
Пальчиковые игры.
Ход НОД:
Воспитатель:
Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко
Пролетая обронил?
Может кот, письмо
Как мышку,
На окошко заманил?
Ребята! От кого это письмо? Посмотрите на конверт. На нем нарисованы деревья и листья?
Дети: Из леса.
Воспитатель: (Читает письмо) : Здравствуйте, ребята! В моем лесу происходят странные ве-щи: на деревьях пожелтели и опадают листья, часто идут дожди, не слышно пения птиц. Приходите ко мне в гости. Дед Лука.
Воспитатель: Дети, что происходит в лесу?
Дети: Наступила осень.
Воспитатель: Что происходит осенью?
Дети: Часто идут дожди, листья опадают, птицы улетают в теплые края и т. д.
Воспитатель: Чтобы в лесу не замерзнуть, что мы наденем?
Дети: Куртки, плащи, шапки….
Воспитатель: А одним словом?
Дети: Одежду.
Воспитатель: А на ноги, что обуем?
Дети: Туфли, ботинки, сапоги.
Воспитатель: А если будет сильный дождь? Отгадайте мою загадку:
Кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Если дождик – мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
О чем эта загадка?
Дети: О резиновых сапогах. (Слайд2)
Воспитатель: Правильно о резиновых сапогах. Какие сапоги?
Дети: Резиновые сапоги.
Воспитатель: Из чего они сделаны?
Дети: Сапоги сделаны из резины.
Воспитатель: Какого цвета сапоги?
Дети: Оранжевого.
Воспитатель: Давайте рассмотрим сапожки. У них есть подошва (показ, носок, пятка, го-ленище. Что есть у сапожек?
Дети: Носок, голенище, пятка (хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: Когда мы обуваем резиновые сапоги?
Дети: Когда идет дождь, на улице грязь и лужи.
Воспитатель: Подумайте, а почему в дождливую погоду обувают резиновые сапоги, а не туфли?
Дети: Туфли промокнут, а резиновые сапоги нет.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Резиновые сапоги носят в дождливую, слякотную по-году, когда на улице идет дождь, много луж.
Воспитатель: Ребята! Подумайте, а в какое время года бывает такая погода?
Дети: Осенью и весной.
Воспитатель: Правильно. Осенью идут дожди, (Слайд3)а весной тает снег, (Слайд 4) обра-зуется множество луж и ручейков. Такое время года называют межсезонье. А обувь, которую носят осенью и весной называют межсезонной. Повтори, Лиза, как называют такую обувь? (Кирилл, Влад). (Индивидуальные и хоровые ответы).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами и собрались. Давайте оденемся (имитация движе-ний) (Надевают одежду, обувают сапоги).
Тогда в путь. Ребята, на чем мы можем отправиться в путешествие, в лес?
Дети: На машине, автобусе, поезде….
Воспитатель: Как назвать одним словом?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Дети! Сегодня я обладаю волшебной силой. С помощью волшебной палочки и ковра самолете мы отправимся с вами в путешествие в лес. Садитесь поудобнее. Полетели Звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели. (Слайд5)
Как здесь красиво, какие деревья, листья. Что же произошло в лесу?
Звучит тихая музыка.
Дети: Наступила осень.
Воспитатель: Как красиво осенью в лесу. Смотрите озеро. А в этом озере щука живет. (Со-ставление рассказов по серии картинок).
Жила-была в озере щука. Поймала она червячка. Наварила вкусных щей. Пригласила в гости ершей. Говорили всем ерши : «Щи у щуки хороши!»
Кто мне расскажет про щуку?
Рассказы детей.
Воспитатель: Молодцы! Дети, давайте прислушаемся к звукам в осеннем лесу. Послушайте как шелестит листва «ШШШШШШШ» (Слайд6) (Анимация)
Листья осенние тихо кружатся,
Листья под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат – шелестят
Будто опять закружиться хотят.
ШШШШШШШШШШШШШШШ
Как шелестит листва?
Дети: ШШШШШШШШШ
Воспитатель: Какой звук услышали?
Дети: Звук Ш
Воспитатель: Давайте поиграем с нашим язычком
Ветерок подул и листочки запели
ША-ША – ША
ШО-ШО– ШО
ШУ-ШУ - ШУ
ШЫ-ШЫ - ШЫ
ШЕ-ШЕ - ШЕ
(хоровые и индивидуальные ответы). А этот листочек хочет с вами поиграть в игру «Звуко-вая полянка».
Если в слове услышите звук Ш, то хлопайте в ладоши, если нет, то промолчите.
Шуба, пуговица, душ, стол, каша, машина, слон, шапка и т. д.
Воспитатель: Ребята, Закройте глазки и представьте, что каждый из вас кленовый листочек. (Открывайте глазки) Показывает кленовый листочек.
Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и ветер понес его далеко, далеко.
Мы листочки, мы листочки
Мы осенние листочки,
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Листочки разноцветные, золотистые парят в воздухе, освещены лучами осен-него солнца. Но вот ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листьями и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое ме-сто. (Звучит тихая музыка) Воспитатель читает стихотворение дети «летают», кружатся, при-седают.
Воспитатель: Дети, посмотрите на этом листочке послание:
Ребята! Извините не могу с вами встретиться - в чаще у меня срочные дела. Оставляю вам игру «Кто у кого», поиграйте, не скучайте. До встречи. Дед Лука.
Воспитатель: Дети, кто живет в лесу?
Дети: Заяц, еж, волк, лиса….
Воспитатель: Ребята! Нам надо вспомнить, как зовут детенышей животных. Я буду назы-вать животное, а вы быстро будите называть одного или нескольких детенышей.
У лисы (один… лисенок, много (лисят)
У волчицы…. Волчонок (Волчат)
У зайчихи…. Зайчонок (Зайчат)
У медведицы … Медвежонок (Медвежат)
У белки … Бельчонок…. (Бельчат)
Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»
Воспитатель: Но вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте оставим письмо Дедушке Луке, чтобы он не переживал, ведь в лесу у него на-ступила…
Дети: Осень!
Воспитатель: Вот мы и побывали в осеннем лесу. Полюбовались красотой осеннего леса, узнали, что случилось у Луки в лесу. Давайте нарисуем осенний ковер из листьев и отправим в лес, Дедушке Луке. (Дети рисуют разноцветные коврики). Звучит музыка. Дети рисуют.