Людмила Савина
НОД по развитие речи в подготовительной группе «Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать +Заказ
НОД по развитие речи в подготовительной группе.
Подготовка к обучению грамоте.
Программное содержание.
Публикация «НОД по развитие речи в подготовительной группе „Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом. Упражнять в умении детей определять последовательность звуков в словах. Закреплять звуковой анализ слова. Воспитывать умение работать по подгруппам.
Ход занятия.
- Какой сегодня день недели (среда). Правильно и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.
- Ребята, давайте вспомним из чего состоят слоги и слова? (из звуков).
- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).
- А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).
- Как мы определяем гласный это звук или согласный? ( произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).
- Чем отличаются звуки от букв?
Звуки слышим и произносим. А буквы видим, читаем и пишем.
Игра «Кто внимательный».
Логопед предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).
- Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную, положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета.
Дь, К, А, Л, О, П, И, Мь, Н, У, Ж, Сь, Т, Ч, Й.
Звуковой анализ.
Слово сани - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.
- Сколько всего звуков в слове сани? (четыре).
- Какой первый звук? (С). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).
- Второй звук? («А»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).
- Третий звук в слове сани? (звук «НЬ» – он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).
- И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).
- Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове сани два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Назовите первый слог (са, второй слог (ни).
- Послушайте, я произнесу слово саааани, а теперь саниии. Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).
В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т. е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный – и гласный в этом слове ударный.
- Так какой же слог ударный в слове сани? (са).
- А какой гласный ударный? («а»).
- Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой – звуком «а». Логопед подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.
- Какой безударный звук в слове сани? («и»).
- А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.
- А теперь самостоятельно составьте схему слова волк.
Игра «Живые звуки».
Логопед: А теперь поиграем в игру «Живые звуки». Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки.
-Какой второй звук в слове «сыр», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово
-Какой третий звук в слове «шар»? Какой 2й? 3й? Составьте слово. Звук «Р», назови слово на звук. Звук «Ш», произнеси звук, какой он?
Физкультминутка. Игра «Бывает – не бывает».
-Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.
- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.
- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.
- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.
- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.
- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.
- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.
- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.
Игра «Сколько частей в слове».
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько частей в слове». Я буду называть слова, а вы скажете сколько частей в слове. (Сколько раз похлопали в ладоши, столько частей в слове). Например: зи-ма, ле-тит, бе-ги, по-ми-дор, бе-ге-мот, стул, жи-раф, ве-ло-си-пед
Задание «Продолжи слово».
Дети продолжают называть слово:
РЫ – рысь, рыба ЗИ – зима, Зина
ВА – ванна, Ваня ЛИ - Липа, лиса
ЛУ – луна, лужа ТИ-тина, тишина
РО-роза, ролы СИ - сифон, сила
МА-маки, машина РЯ - рядом, ряд
- Какое животное спряталось в слове РАКЕТА? (РАК)
- Какая часть лица человека спряталась в слове КОЛОБОК? (ЛОБ).
-Какая домашняя птица спряталась в слове ШУТКА? (УТКА).
Игра «Собери ромашку».
-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 3 команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе ромашку. Только одно условие: 1я команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, ей понадобятся лепестки на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. 2я команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Ей понадобятся лепестки с нарисованными предметами, начинающимися с согласного твердого звука. Ну, а 3я команда собирает ромашку с серединкой зеленого цвета. Какие она возьмет лепестки? (Лепестки, названия, которых начинаются на мягкий согласный звук).
Анализ занятия.
-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?