МААМ-картинки

НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней билингвальной группе с крымскотатарским языком

Эльмаз Абдулганиева
НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней билингвальной группе с крымскотатарским языком
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином», «цепочкой»,

«стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах : аисте,

кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3. Упражнять детей:

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Обогащать словарь детей новыми словами и закреплять знакомые слова.

5. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Публикация «НОД по познавательному развитию „Перелетные птицы“ в средней билингвальной группе с крымскотатарским языком» размещена в разделах

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Словарь: клин, кузь, кочуджи къушлар, къарылгъач, торгъай, къаргъа, къаз, такъ-такъ къушу, кукукъуш.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов. рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:

Скучная картина!

Чахлая рябина

Тучи без конца,

Мокнет под окном

Дождик так и льется,

Смотрит деревушка

Лужи у крыльца,

Сереньким пятном

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

/Об осени/.

Как на крымскотатарском языке осень? (Кузь)

Вос-ль: Послушайте стихотворение на крымскотатарском языке.

Кузь кельди, япракълар тёкюльди,

чечеклер да ачылды.

Кузьнинъ тюсю эр тюрлю:

сары,ешиль,къырмызы.

Чечеклерден гульдесте яптым,

Анамгъа багъышлайым!

— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

- Как мы называем птиц на крымскотатарском языке? (къушлар)

— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

/Перелетные и зимующие/.

— Назовите перелетных птиц (кочуджи къушлар) /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

— Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка-кукукъуш/

— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка – къарылгъач)

— Послушайте, пожалуйста, как кричит ласточка -къарылгъач /аудиозапись/.

3. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. /Аист/

— Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей — маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка — небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост. небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда. а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист — большая птица белого цвета, с большим клювом.

— Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты. больше обычного едят, нагуливают жирок — в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все

вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника: другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

ФИЗМИНУТКА. /загибаются пальцы обеих рук/

Пой — ка, подпевай-ка,

Эта птичка — коростель,

Десять птичек — стайка,

Эта птичка — скворушка

Эта птичка — воробей,

Серенькое перышко.

Эта птичка — совушка,

Эта — зяблик,

Сонная головушка.

Эта — стриж,

Эта птичка — свиристель,

Эта — развеселый чиж.

Ну а эта — злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

2. Упражнение «Отгадай и присядь».

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, къаргъа, дятел, торгъай, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, къарылгъач, аист, журавль, воробей, цапля и др.

3. Послушайте крымскотатарскую сказку «Тильки ве къаз» (масал)

Куньлернинъ биринде тильки къазны тута да: — Къаз, мен сени ашайджагъым! — дей. Къаз не япсын? — Яхшы, мен разым, тильки. Лякин меним бир риджам бар. Мен бир кере ойнайым, сонъ мени ашарсынъ, — дей къаз. — Айды, ойна, — дей тильки. — Мен сени ашамагъа етиштиририм. Къаз къанатларыны ачып, тургъан еринде къакъып башлай. Буны корип, тильки дей: — Сен, къаз, яхшы ойнайсынъ, эм де пек уста экенсинъ. Озю исе къазгъа таба яваш-яваш якъынлаша. Къаз къанатларыны къакъып, ойнагъан киби эте, котериле де учып кете. Тильки тек артындан бакъып къала.

Воспитатель кратко переводит сказку и задает вопросы.

4. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

• Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются

насекомыми, потому что. /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Кто присел на толстый сук

И стучит "Тук-тук, тук-тук"

(дятел- такъ-такъ къушу)

.• Дятла можно назвать лесным доктором, потому что. /он достает

жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что. /она не вьет

себе гнезда/.

• Все люди любят слушать соловья, потому что. /он красиво поет,

заливается/. и др.

• Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что. /им нужно

выводить птенцов/.

Итог занятия;

- Ребята, скажите. пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

- О чем рассказывалось в сказке «Тильки ве къаз?»

-Давайте вспомним названия птиц (къушлар) на крымскотатарском языке : торгъай, къаргъа, къарылгъач, такъ-такъ къушу, кукукъуш.

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Публикации по теме:

ОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Зимующие и перелетные птицы Краснодарского.

Картотека «Музыкально-подвижные игры» в группе с крымскотатарским языком обучения Картотека Музыкально-подвижные игры Группа с крымскотатарским языком бучения. Балалар оюнларында айтылгъан сезлер. 1. «Козьбайлама» оюны.

Конспект итоговой коррекционно-развивающей НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР по теме «Перелетные птицы» Конспект итоговой коррекционно-развивающей по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы» Перелетные и зимующие птицы Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Перелетные птицы» Ход занятия. - Дети! Сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте ее и постараетесь отгадать: " Греет солнышко и вот, Тает.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Перелетные птицы»Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Перелетные птицы» группа 2-6 "Рыбки" Цели: - повторить названия птиц; - расширять знания детей о перелетных птицах; - продолжать развивать мелкую моторику.

НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней группе .

НОД по развитию речи в средней группе для детей с ТНР по лексической теме «Перелетные птицы» Лексическая тема «Перелетные птицы» НОД по развитию речи в средней группе с ОНР Тема «Грач – перелетная птица» Цели: - Пополнение, уточнение.

Сюжетно-ролевая игра «Музей» для групп с крымскотатарским языком обучения Конспект сюжетно-ролевой игры «Музей» для групп с крымскотатарским языком обучения. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:.

ООД по познавательному развитию в средней группе «Птицы города Георгиевска» Муниципальное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением познавательного-речевого развития детский сад №26»Ласточка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней билингвальной группе с крымскотатарским языком
Опубликовано: 23 января 2019 в 23:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней билингвальной группе с крымскотатарским языком» (включая файлы) размещена пользователем Эльмаз Абдулганиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД