Юля Кузьмина
ОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы
Тема: «Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» (региональный компонент)
Задачи:
-Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживания; воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Воспитание гуманного отношения к птицам и развитие стремления заботится о пернатых друзьях человека.
Публикация «ОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Природа Краснодарского края. Животные и растения
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
-развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение
-Расширение представлений детей о зимующих, перелётных птицах Краснодарского края; (региональный компонент)
-Обобщение знаний детей об условиях жизни птиц, роли человека в их жизни;
-Развитие умения классифицировать перелётных и зимующих птиц;
-Уточнение элементарных представлений о том, чем кормят птиц зимой;
Развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление, воображение, внимание, умение отвечать на вопросы.
Предварительная работа: рассматривание книг, энциклопедий, журналов о птицах, иллюстраций «Зимующие, перелётные, экзотические птицы, отгадывание загадок о птицах, беседы о продуктах питания птиц, беседа на тему «Что мы знаем о птицах».
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. Сегодня, я расскажу вам о птицах.
А вы знаете, что это за существа?
«Да», - скажете вы, и первое, что приходит в голову, - это те, кто летает. Но ведь летают и бабочки, и жуки. А некоторые птицы вообще не умеют летать. Так кто же они, птицы?
Ответы детей.
Воспитатель. Где бы ты ни был: в лесу в степи, на берегу реки или моря, везде ты встретишь птиц.
Недаром говорит русская народная пословица: «Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела».
В лесах живут дятлы, синички, зяблики и совы. А вот чайки и бакланы живут на берегу моря.
В степи можно встретить чижей, щеглов и полевого воробья.
А в плавнях и лиманах гнездятся цапли и пеликаны.
Многие птицы живут у нас постоянно, другие прилетают зимовать, а есть и такие, которые останавливаются на отдых во время перелетов.
Одни птицы питаются рыбой, другие насекомыми, есть и такие, которые питаются только растительной пищей.
Воспитатель. Если бы на этой картинке была изображена ворона, вам бы пришлось туго. Эта птица ест все, что попадет ей под клюв. Недаром ее называют в народе «летающей крысой». У них не только одинаковые повадки, но и одинаково острый ум.
Воспитатель. А как ты считаешь, какая птица у нас самая распространенная? (воробей)
Веселый, храбрый, задиристый, его трудно поймать, трудно выгнать из занятого им жилища. А знаете, почему его так называют? Всему виной его характер, того и гляди склюет зерно или семечки. Вот и кричали в старину, завидев его: «Вора бей!»
И все-таки птицы – наши верные друзья. Они уничтожают огромное количество вредных насекомых.
Воспитатель: почему стало мало птиц?
Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.
Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?
Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).
Воспитатель: каких птиц вы знаете?
Дети: (перечисляют птиц).
Воспитатель: куда улетают птицы осенью?
Дети: на юг.
Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: …
Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах это стихотворение?
Дети: о перелетных.
Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?
Физминутка.
Летели птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
Игра: «Доскажи словечко».
- Назовите слово, которое помогло вам найти рифму – отгадку.
Птичка с неба песню льёт,
Птичка песенки поёт,
Как серебряный звонок,
Голосистый … (жаворонок).
Его гнездо всех выше.
Пускай оно без крыши.
И под открытым небом
Не страшен дождь и гром
Тому, кто трусом не был,
Кто рос в гнезде … (орлом).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей).
Никакой в полёте птице
С ними не сравниться:
Не всякой хватит духу
Делать в небе виражи…
На лету любую муху
Ловят быстрые … (стрижи).
Две длинные тети
Гуляют на болоте,
У них под носом капли.
Они зовутся … (цапли).
Окраска сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это … (ворона).
Непоседами слывут,
В городах зимой живут.
Там, где мусорные свалки,
Пропитанья ищут … (галки).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню из червей.
Взад, вперед по пашне вскачь,
А зовется птица … (грач).
Воспитатель. Да, птиц у нас очень много, и все-таки многие из них исчезают. В Красную книгу Краснодарского края занесено более 30 видов, которые находятся на грани вымирания.
Это пеликан, сип белоголовый, стервятник, беркут, осоед, орел-карлик, филин и многие другие. Поэтому вы должны беречь и охранять птиц. И, конечно, не обижать их. Разве можно обижать друзей? Лучше пригласи их к себе в сад, или во двор, или просто на подоконник. Предлагаю сделать кормушку, помочь птицам пережить зиму – это самое трудное для них время года.
Не одна птица не замерзнет, если у нее будет достаточно корма, а без него из каждых 10 птиц до весны доживают две-три…
Итог занятия
– Что нового вы узнали о птицах?
– Что понравилось на занятии?