Елена Мельниченко
НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Лягушка»
▼ Скачать + Заказать документы
(Технология деятельностного метода «Ситуация»)
Тема: Чудесные превращения в природе «Лягушка».
Цель: развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с миром природы.
Задачи:
1. Познакомить детей с этапами развития лягушки;
2. Закрепить первоначальные представления детей о земноводных (лягушке) – внешнем виде, среде обитания, питании, пользе для людей;
3. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
Публикация «НОД по познавательному развитию для детей старшей группы „Лягушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
4. Развивать детскую инициативу, любознательность;
5. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.
6. Продолжать учить приёмам оригами.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: презентация «Чудесные превращения в природе «Лягушка», комплект экологической игры Натальи Рыжовой «Как живет лягушка», конверт с письмом от Маши, разрезные картинки лягушки, крокодила, черепахи, макет – пруд, картинки – схема «развитие лягушки», картинка лягушки, запись «Звуки природы», заготовки для оригами «лягушка» на каждого ребёнка.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
(«хочу – могу – надо»)
Задачи этапа:
• Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;
• Сформировать и зафиксировать «детскую» цель - рассказать Маше о лягушках;
(воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Ой, посмотрите, что это? (на подоконнике дети находят конверт)
Кто-то бросил к нам в оконце письмецо,
Может, луч весенний
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, это кот, как мышку,
На оконце заманил?
На письме написано: «Детям старшей группы «Лесовичок».
Посмотрите, странный конверт какой-то, кому - написано, а от кого не написано. Как вы думаете, кто мог бы его прислать? (дети рассуждают с воспитателем)
Воспитатель: Откроем конверт и тогда узнаем, кто его прислал.
Читают письмо:
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Маша. Я была вчера у пруда и увидела там интересных существ- маленькие, зеленые, все время прыгают и говорят что то похожее на «ква». Может быть, вы знаете кто это? И откуда они появились? Помогите мне, пожалуйста, узнать это».
- Как вы думаете, кого увидела Маша у пруда? (лягушек)
- Как вы это определили?
- Вы хотите помочь Маше? (Хотим.)
- А сможете? (Сможем.)
- А что для этого нужно сделать? (Нужно ей рассказать о лягушках, об их жизни и о том, как они появились на пруду.)
2. Актуализация знаний и умений.
Задачи этапа:
• актуализировать мыслительные операции; знания о жизни лягушек, необходимые для построения нового знания.
- Смотрите, в конверте ещё что-то есть.
Из конверта падают перемешанные кусочки картинок с изображением лягушки, крокодила, черепахи. Дети подходят к столу.
- Что же на этих картинках? Как узнать?
- Давайте их соберём.
Игра «Собери картинку».
- Что же у нас получилось на картинках?
- Как назвать одним словом всех этих животных? (земноводные)
- Почему их так называют?
-Мы сможем сейчас рассказать Маше о лягушках? (Да, можем.)
- Давайте попробуем.
Активная беседа
-Где обитают лягушки? (в воде, на земле, в речке, в болоте, на озёрах, на суше.)
- Лягушка, которая живёт на суше как называется? (травяная и она бурого цвета.)
-А лягушка, которая живёт в воде? (Водяная и она зелёного цвета.)
- Дети, а почему лягушки разного цвета? (От цвета окружающей среды. Потому что живут в воде и на земле.)
- Чем они питаются? (Мухами, пауками, бабочками, гусеницами, комарами.)
- Чем интересен язык? (Красный, длинный, чтобы кушать, чтобы ловить мух.)
- А кожа, какая у них? (Кожа лягушки холодная, мокрая, гладкая, голая, покрытая слизью.)
-Чем полезны лягушки? (Они приносят большую пользу природе. За ночь они съедают целые кучи комаров, так же очищают воду.)
3. Затруднение в ситуации.
Задачи этапа:
• формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины.
- А как появились лягушки?
Возникает затруднение.
- Смогли вы объяснить, как появились лягушки? (Нет)
- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как появляется лягушка)
- Значит, что нам сейчас надо сделать? (Узнать, как появляется лягушка)
4. Открытие нового знания.
Задачи этапа:
• формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом «Если не знаем, спросим у того, кто знает»
• развивать умение фиксировать новое знание в речи.
- Как же нам больше узнать о лягушках? Где мы можем о них узнать? (Из энциклопедии, интернета, спросить у взрослых.)
- Кто из взрослых точно сможет нам рассказать о лягушках? (Родители, воспитатель.)
Начинается показ слайдов. Звучит запись «Звуки природы». Дети подходят к экрану.
«Представим, что за окном весна, ярко светит солнышко, вода в реках и озерах становится теплее. И в это время в озере можно увидеть слипшиеся шарики (показывает карточку № 1). Они липкие, прозрачные, с черной точкой. Это икринки лягушки ( можно сравнить: цыпленок развивается из яйца, а лягушонок — вот из такой икринки).
Через некоторое время из прозрачного шарика вырастает маленький головастик, который тоже пока мало похож на лягушку».
Воспитатель предлагает детям подумать, почему его так назвали (большая голова и маленькое тело). Показывает карточку № 2, обращая внимание детей на то, что сначала у головастика есть только тело, голова и хвост. Проходит время, головастик растет, у него появляются задние ноги (карточка № 3). Чтобы расти, ему нужно много есть. Сравним карточку № 3 с карточкой № 2 — в чем их отличие? У второго головастика есть не только задние, но и передние ноги. Воспитатель спрашивает у детей, похож ли теперь головастик на лягушку, чем он от нее отличается?
Через некоторое время у головастика исчезает хвост, и он превращается в большую красивую лягушку (карточка № 5а).
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
Задачи этапа:
• использовать новые знания совместно с освоенными ранее знаниями, с проговариванием вслух нового знания;
• использовать новые знания в совместной деятельности в группе.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
-А сейчас самостоятельно выложите последовательность развития лягушки.
(На столе у каждого картинки последовательного развития лягушки. Картинки перемешаны. Дети, работая в парах, выкладывают картинки в нужной последовательности. После сверяют свой результат с образцом, вывешенным на магнитную доску).
- Ребята, вы теперь сможете рассказать Маше, как появились лягушки на пруду? (Сможем.)
- Как же можно передать информацию Маше? (Написать письмо, нарисовать рисунки, позвонить по телефону.)
- А я вам предлагаю сделать лягушат из бумаги и создать познавательный плакат «Лягушки» для Маши. Вы согласны?
- А для того, чтобы всё у нас получилось, немножко потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Весёлые лягушки».
Две весёлые лягушки Дети сжимают руки в кулаки
И кладут их на стол пальцами вниз.
Ни минуты не сидят, Резко распрямляют пальцы рук,
Как бы подпрыгивают над столом.
Ловко прыгают подружки, Кладут ладони на стол.
Только брызги вверх летят. Резко, сжимают кулаки и опять
Кладут на стол.
На столах бумага зелёного и коричневого цвета.
- Ребята, выберите, какая будет у вас лягушка травяная или водяная.
- Травяная бурого цвета, а водная зелёного цвета.
Далее дети совместно с воспитателем делают лягушку способом оригами. Готовых лягушек приклеивают на ватман «среда обитания».
6. Осмысление.
• создать ситуацию успеха;
• организовать фиксирование детьми достижение «детской» цели – рассказать Маше о лягушках;
• проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.
- Ребята, кому вы сегодня помогли?
- Что нового вы узнали? (как появляется лягушка.)
- Почему вы смогли помочь Маше? (Потому что мы узнали, как появляется лягушка.)
- Откуда вы об этом узнали?
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Серия демонстрационных картин для занятий с детьми 5—6 лет. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
3. Кошевар Д. В. Что? Когда? Почему? - Москва: АСТ, 2014.- 512 с. : ил.
4. Технология деятельностного метода «Ситуация» [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.sch2000.ru/vospitatelyam/undermenu.php