Екатерина Вергун
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы «Путешествие по городу Новосибирску»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по городу Новосибирску»
Цель: продолжить формирование познавательного интереса дошкольников к истории и культуре города Новосибирск, как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить и закрепить представления детей о городе Новосибирск : геральдике, истории, достопримечательностях;
2. Развивать психические процессы, коммуникативные навыки детей;
3. Воспитывать патриотические чувства к малой родине, дружеские отношения в детском коллективе.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы „Путешествие по городу Новосибирску“» размещена в разделах
Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозаписи музыки, «автобус» из стульчиков, настольная дидактическая игра «Мой Новосибирск».
Предварительная работа: беседы «Мой родной город Новосибирск», «Моя улица», «Что такое достопримечательность», «Путешествие по Новосибирску с помощью карты», «Прошлое моего города»; просмотр фильма «Новосибирск с высоты птичьего полета», презентации «Памятники архитектуры в нашем городе»; рассматривание альбомов: «Улица Королева», «Прошлое и настоящее», «Современная архитектура города Новосибирска»; чтение стихов современных авторов о Новосибирске, разучивание стихотворения «Мой город – столица Сибирского края».
Ход занятия.
Звучит песня «С чего начинается Родина», на слайде – изображение флага и герба города Новосибирска.
Организационный момент.
Ребята, наше занятие начинается с песни про Родину. Наша большая Родина, это наша страна, как она называется? (Россия) Правильно. И вы знаете, что у нас есть «малая родина» - это родной город, в котором мы родились. И называется он? - Новосибирск. А знаете вы, как раньше назывался наш город? (ответы детей) – Ново - Николаевск. У нас очень большой город, он занимает третье место, по численности населения, после Москвы и Санкт-Петербурга, здесь проживает больше миллиона человек.
- А как зовутся люди, которые живут в Новосибирске?
- Мы с вами называемся новосибирцы, так как тоже живем здесь.
У каждого города есть свой герб и флаг. Сейчас я предлагаю рассмотреть флаг нашего города. Зеленое поле – это здоровье, природа Сибири, белое – чистота, снег, голубая волнистая лента – это наша река Обь.
А что изображено на гербе нашего города? (Ответы детей)
В центре герба – щит, который повторяет рисунок нашего флага, держат его соболя, под соболями находятся лук и стрелы, и длинная лента трех цветов символизирующая Российский флаг – Россию, тянется через весь герб.
(Звучит музыка, появляется изображение Городовичка.)
Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Ответы детей) Да, это Городовичок – символ нашего города. Кажется, он хочет что-то нам сказать (Включается запись. Городовичок приглашает детей в путешествие по городу Новосибирск)
Все новосибирцы очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Но есть в нашем городе места, куда любят приходить не только новосибирцы, но и гости из других городов. Такие места города называются достопримечательностями.
Рождение нашего города связано со строительством в Сибири железной дороги, железнодорожного моста через реку Обь близ села Кривощёково. 125 лет назад для строительства железнодорожного моста прибыл первый отряд рабочих. Возникли поселки, в которых жили строители. Из этих поселков возник наш город. Наш город несколько раз менял свое имя. Первое имя у нашего города - поселок Александровский (в честь царя Александра 3. Затем поселок переименовали в Новониколаевский. И только потом стали его называть Новосибирск.
На чем мы поедем путешествовать, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Что за чудо этот дом?
Окна светятся кругом,
Носит обувь и резину,
И питается бензином. (Автобус)
Рассаживайтесь, ребята, в автобус, и мы начнем наше путешествие.
В начале путешествия мы проезжаем мимо памятника «Городское начало». Это памятник царю России Александру III. Рядом с памятником установлен пролет первого моста. Сейчас на месте старого моста стоит новый железнодорожный мост.
А сейчас мы проезжаем мимо Коммунального автомобильного моста. А для тех, кто хочет быстрее добраться, с одного берега реки на другой, построен метромост, по которому едут поезда метро. Он самый длинный в мире.
А сейчас мы видим Димитровский автомобильный мост.
А этот мост, самый новый в городе, наверно, вы знаете. (Ответы детей) Да, Бугринский.
Сейчас, дети, мы сделаем остановку. Выходите из автобуса.
Мы остановились на площади Гарина-Михайловского. Николай Гарин-Михайловский это талантливый инженер. Он и его товарищи нашли удобное место для строительства моста через Обь. А что за здание находится на площади Гарина-Михайловского? (Вокзал Новосибирск - Главный) Что оно вам напоминает? Да, в конструкции здания можно угадать образ мчащегося на восток паровоза. Это памятник архитектуры.
А теперь давайте займем место в нашем автобусе и продолжим наше путешествие. А пока мы едем, я хочу испытать вас на сообразительность и смекалку, загадаю вам загадки.
Я над Обью все лежу
Оба берега держу (мост)
Я в любое время года,
и в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей (метро)
Прекрасное здание для развлечений
Встречает фойе нас и зрительный зал (театр)
Следующая наша остановка - Театральная.
В Новосибирске очень много разных театров, давайте их с вами назовем, те которые знаем.
Это театр Оперы и балета. Наш знаменитый театр оперы и балета строился во время Великой Отечественной войны. В самое тяжелое время для нашей страны. Но люди стремились к искусству и верили в Победу, и строили театр для жителей Новосибирска, для нас.
«Глобус» – театр юного зрителя.
Кукольный театр – театр для самых маленьких.
Цирк – любимое место развлечения новосибирцев и гостей города.
А сейчас, я приглашаю вас на разминку в скверике у оперного театра.
Физкультминутка.
Закружились, завертелись белые снежинки.
(дети кружатся, руки в стороны)
Вверх взлетели белой стаей, легкие пушинки.
(поднимают руки, кружатся)
Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду,
(приседают, прижимают руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг – все дивятся чуду!
(Руки вперед, движения кистями, разводят руки в стороны)
Заискрились, засверкали – белые подружки,
(Руки вперед, движения кистями)
Заспешили на прогулку дети и старушки!
(Шагают на месте, высоко поднимая колени)
Предлагаю продолжить наше путешествие по городу Новосибирску.
Дети, пока мы едем к следующей остановке, послушайте стихотворение про наш город. (Мальчик читает стихотворение)
Мой город – столица Сибирского края.
Ему уже больше 100 лет.
Я очень горжусь, что в нем проживаю,
Красивее города, кажется, нет.
Здесь в центре города часовня
И Краеведческий музей.
В Нарымском сквере ходят пони,
Катают маленьких детей.
Здесь много улиц, много парков,
Аэропорт, вокзал.
А праздники напоминают
Бразильский карнавал.
Люблю я свой Новосибирск,
Дзержинский мой район,
И буду с теми я всегда,
Кто в город наш влюблен!
А сейчас мы едем по самой главной улице нашего города. Как она называется? Почему её так назвали? (Красная, то есть красивая.) Красный проспект начинается с набережной Оби, а затем проходит буквально через весь город с юга к северу. Его протяженность практически семь километров. Сейчас мы проезжаем мимо собора Александра Невского, это первое кирпичное здание в городе Новосибирске. Обратите внимание, это знакомая вам достопримечательность. Что это? (Часовня) Она небольшого размера, чем-то напоминает изящную свечу, считается оберегом города Новосибирск.
А это здание вы узнали? Правильно, это краеведческий музей. В нем собраны предметы и вещи, которые дают нам представление об истории нашего края.
Посмотрите, дети, мы приближаемся к остановке «Отдых»
Здесь мы можем увидеть все места отдыха новосибирцев и гостей нашего города. (Дети выходят из автобуса)
Я думаю, все вы узнаете, что это за здание?
Зоопарк. Наш зоопарк считается одним из лучших в России. Он находится в живописном месте – Заельцовском бору. В нем собраны множество видов животных со всего мира. Это любимое место отдыха новосибирцев.
А это что за здание?
Планетарий. Планетарий это удивительное место. Там можно полностью погрузиться в мир звезд, планет. Здание планетария напоминает космический корабль. Сотрудники планетария в ясную погоду ставят у входа телескоп, в который посетители могут увидеть: днем – Солнце, а вечером – Луну и звезды.
И любимое место отдыха в нашем районе (Ответы детей) - Парк «Березовая роща». Расскажите, ребята, чем нравится вам наш парк?
Городовичок : Ребята мне было приятно совершить с вами путешествие по нашему любимому городу Новосибирску.
Быстро время пролетело
Я хочу вам пожелать,
Чтоб хорошими друзьями
С городом могли вы стать.
Чтоб любили, сохраняли
Всё, что сделано сейчас,
Прошлое чтоб уважали,
Будущее все – для вас! До свидания!
Возвратимся в наш детский сад. (дети садятся в автобус) А пока мы едем, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Светофор».
Вам понравилось наше путешествие? Чтобы вспомнить, что интересного мы увидели, поиграем в игру. Я раздам фишки разных цветов. Разделимся на четыре команды. (Синих, красных, желтых, зеленых)
Дидактическая игра «Мой город Новосибирск»
(По окончании игры, дети объясняют, почему сделали такой выбор)