илона откидач
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы
▼ Скачать
Комплексное занятие по познавательному развитию
«Кто как видит?»
Для детей старшей группы.
Тема «Кто как видит?»
Цель : познакомить детей,как видят разные животные.
Программное содержание: путём экспериментирования установить,как видит человек и некоторые животные,птицы,рептилии и пресмыкающиеся;
Проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни;
Учиться устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Публикация «Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Оборудование к занятию : на каждого ребёнка очки из непрозрачной бумаги с маленькими отверстиями для глаз; очки с большими отверстиями для глаз; прозрачная баночка с водой и с мелкими предметами; несколько капель молока; фотографии животных,комнатные растения, «удочка» с мухой.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям какой-либо предмет.
-Ребята! Вы видите, что я вам показываю? Вот интересно: если бы на вашем месте сидела кошка,она тоже увидела бы этот предмет? А если бы это была лягушка? А птица? А змея? (ответы детей)
-Представьте себе. что они видят не так как мы. Сегодня я хочу познакомить вас с тем,как видят разные животные. Для этого мы проведём разные опыты.
-Скажите,где расположены глаза? Рядом или по бокам головы?
-Как попадает свет во внутрь глаза? Кто помнит,как называется это отверстие? Зачем нужны веки,ресницы?
(ответы детей)
-Отгадайте, какое животное имеет самые длинные и пушистые ресницы?
Подсказка : оно живёт в пустыне,где много песка,песок во время ветра попадёт в глаза и может их повредить (Верблюд)
-При помощи глаз мы видим окружающие нас предметы (цвет,форму,размер). Попробуйте закрыть глаза. Что вы видите? (ответы детей).
-Вы видите только впереди себя или сзади тоже?
-Что вы видите впереди себя? Проверим,одинаково ли видят два глаза?
Закройте правый глаз,а левым посмотрите направо и налево. (Дети смотрят,не поварачивая головы,и запоминают,что видят)
-Теперь посмотрите вокруг обоими глазами; сначало направо,потом налево.
Сравните,когда видно больше? Значит два глаза видят больше,чем один.
-А как же видят животные? (Воспитатель показывает фото птицы)
-Посмотрите,как расположены у неё глаза,также как у людей?
-Давайте представим,что мы птицы и что глаза у нас по бокам. Для этого вам придётся повернуть голову вправо,как можно сильнее. Водите глазами. Запомните,что вы видите? Вот сколько видит птица правым глазом.
(повторить поворот головы влево)
-А теперь поставим голову прямо и посмотрим обоими глазами. Кто больше видит человек или птица?
У животных глаза бывают большими и маленькими. Как вы думаете,какие глаза видят лучше. Проверим. Возьмите очки с маленькими отверстиями и посмотрите через них вокруг. Запомнтие. что вы видите. Теперь посмотрите через очки с большими отверстиями. Вы видите столько же, сколько через маленькие? Так какие глаза видят больше? (ответы детей. Далее дети рассматривают крота)
-Где он живёт? Кто из вас знает? (Ответы детей)
-Выходит ли он на поверхность? (Да,но редко. Крот все время находится под землёй, ищет себе пищу: червей,личинок)
-Нужно ли ему хорошее зрения? А если бы у него были большие глаза,как бы на них влияла земля? (Ответы детей)
-Да, крот плохо видит,еле-еле различает свет. Давайте узнаем,что он видит?
Возьмите очки из непрозрачной бумаги и посмотрите через очки. Вы различаете предметы? А свет? А тень? (ответы детей). Так и крот. Пока сидит в норе,ему темно. Когда вылезет на свет,отличает свет от тьмы,но предметов не видит.
-Рассмотрим,как видит лягушка. Посмотрите на цветок,вы его видите? А карандаш? А это? (взмах резкий «удочкой» и «муха» быстро «пролетает» перед глазами детей).
-Так вот,лягушка не увидит ни растения,ни карандаш,но хорошо рассмотрит быстро пролетающую муху. Она не различает неподвижные предметы,но хорошо видит подвижные. Кто понял,почему? (Она видит насекомых,пролетающих мимо. Лягушка выбрасывает липкий язык,как бы выстреливает им и насекомые приклеиваются. так она добывает себе пищу. А неподвижные предметы ей видеть не надо.)
-Как же видят рыбы? Мы,знаем,что рыбы живут в воде. Возьмите банку с вдой,поднесите близко к глазам. Рассмотрите камешки,которые в ней лежат. Хорошо видно? Сравните камешки в банке с теми,что лежат на тарелке. Какой кажется более крупным? Значит. вода увеличивает предметы. А рыбы видят вблизи,но не вдали. они близоруки.
-А если рыбы живут в мутной воде? Вылейте в воду молоко. Что видно теперь через воду? А свет и тень рыбы различают?
-Проведите медленно рукой перед банкой. вот так видят рыбы.
-Как видит собака? Как считают учёные,собаки не различают цветов и всё видят только чёрным и белым. Весь мир им представляется,как эта фотография. (Воспитатель показывает Черно-белую фотографию.)
-Вот как видят разные животные. Все по-разному. Как вы думаете,почему? (Все живут в разных условиях,по-своему добывают пищу,спасаются от врагов)