Людмила Чекраева
НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней-старшей группе «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию детей в
средней –старшей группе
«Воздух».
Воспитатель:Чекраева Л. Н.
Цель: :
• Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
• Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
• Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
• Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней-старшей группе „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
• Расширять и активизировать словарь детей.
• Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
Оборудование: сундучок, стаканы с водой, соломинки, пакеты, зубочистки, веера.
Методы и приё мы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок, чтение стихотворения);
- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты); - наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Материалы и оборудование:
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный: сундучок, коробочка.
Раздаточный: пластиковые стаканы (0, 2 л, л, трубочки - соломинки, веера из бумаги, стаканы пустые с различными запахами (чеснок, кофе, зубная паста, и т. д., зубочистки, целлофановые пакеты.
.
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Только сначала нам нужно найти объект для изучения.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «горячо-холодно» и найти коробку с объектом для сегодняшнего исследовании.
Воспитатель:
«Коробка обнаружена, но она пуста! Что бы это могло значить?»
Выслушивает мнения детей, потом сообщает, что догадывается, в чём здесь дело, даё т загадку - подсказку:
Воспитатель: Дети послушайте и отгадайте загадку:
Всю жизнь с ним живем,
А ни разу не видели.
Воспитатель: что это?
Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе
Воспитатель: «Правильно. Теперь мы знаем, что в коробке находится воздух».
«А вы хотите научиться находить воздух, познакомиться с его свойствами? Я приглашаю вас в научную лабораторию для исследования воздуха. Вы готовы?»
Воспитатель напоминает правила поведения при проведении опытов: «В лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?»
Опыт 1. (Поймаем воздух)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель. : Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель. : Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Дети: Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель. : Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети) : Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2. (Ветер – это движение воздуха)
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
- Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили.
А теперь помашите веером перед лицом.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
( Вывод: когда воздух движется, получается ветер.)
Воспитатель: - Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите им над пёрышком. Почему пёрышко движется? Устроим настоящий ураган? (дети машут веерами над цветными пёрышками.
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться пёрышко. Что показал наш опыт? (опыт показывает, что ветер – это движение воздуха)
. Вывод (делают дети) : когда воздух движется, получается ветер. Ветер – это движение воздуха.
Физкультминутка:
Ну-ка,ну-ка не ленись
На зарядку становись.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда,два туда,
Повернись вокруг себя.
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Опыт 3.
Воспитатель: А еще воздух можно увидеть, если подуть через соломинку в стакан с водой.
Давайте подуем. Что выходит из воды с пузырьками?
Дети: Воздух, он находится внутри пузырьков.
Воспитатель: Это значит, что воздух есть внутри нас, мы дуем в трубочку и он выходит появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух».
Воспитатель: «А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?»
Дети: «Нет, без воздуха человек умрет».
Вывод: «Человек не может жить без воздуха».
Опыт 4 (Воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, если воздух чистый, то он не имеет запаха.
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В капсулах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи.
Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Показ картинок пожар, машины)
Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….
Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
Игра «Условные знаки»
Воспитатель: С помощью «светофорчиков» мы закрепим то, что узнали сегодня о свойствах воздуха. Я буду говорить утверждения. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
• Воздух окружает нас со всех сторон.
• Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
• Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
• Человек может жить без воздуха.
• Ветер – это движение воздуха.
• Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
• Воздух может двигать предметы.
Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного».