Марина Тимофеевна Кузьмина
Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству «Невидимка воздух» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
4. Незнайка: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
– Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2: подуть в трубочку, опущенную в бокал с водой.
– Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с во-дой. Что происходит?
Публикация «Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству „Невидимка воздух“ (часть 2)» размещена в разделах
– Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
– Скажите мне, а мы с вами воздух видим?
Незнайка: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
– Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Незнайке, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети проводят опыты: дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой; вдыхают и выдыхают воздух. Делают выводы.
Демонстрируют навыки проведения опытов.
Делают правильные выводы: Воздух прозрачный. Воздух в воде в форме пузырь-ков.
5. Опыт 3: с салфеткой.
– Ребята, теперь мы проведём опыт с салфеткой. Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы знаем, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 4: с веером.
– Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
– Ветер может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
– Ребята, а давайте все вместе сделаем вертушку. Вот у вас готовые формы с прорезями по центру и на углах. Давайте взденем стержень в прорези… Посмотрите, какие вертушки получились! Если вы не дуете на вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится. Оказывается, воздух двига-ется и вращает предметы.
Незнайка: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!
Дети слушают рассказ воспитателя о том, как появляется ветер.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети делают вертушки.
Внимательно слушают рассказ воспитателя, не отвлекаясь на посторонние предметы.
Эмоционально реагируют на услышанное.
Демонстрируют навыки изготовления вертушек.
6. – Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5: с апельсином и чесноком.
Незнайка: Ой! Как чесноком запах-ло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
– Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Незнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем дверь, и сюда прилетит свежий воздух. На свежем воздухе дышится легко. А ещё почистим апельсин – и все вдохнём запах апельсина.
Незнайка: Спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель показывает иллюст-рации. Дети отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы.
Дети принимают участие в опытах с чесноком и апель-сином. Делают выводы о вза-имосвязи воздуха и жизни.
• Воздух бесцветный, мы его не видим;
• Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
• Воздух легче воды;
• Воздух есть внутри пус-тых предметов и даже внутри людей;
• Без воздуха ничто живое не может жить;
• Воздух не пахнет и может передавать запахи;
Ветер – это движение воздуха.
Дети рассматривают иллюст-рации, рассказывают Незнай-ке, что такое воздух, его характерные признаки. Используют в активной речи простые предло-жения.
Демонстрируют умения применять полученные знания для формулирования выводов характеристики воздуха : воздух движется; не имеет запаха, но доносит запах; воздух необходим для жизни.
Грамматически верно строят предложения при описании иллюстрации.
7. – Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученые. Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в группу. Мы немного отдохнём и начнём рисовать. Оказывается, при помощи воздуха можно рисовать!
Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо набраться сил:
Физкультминутка «Ветер» :
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
Дети сопровождают слова движением:
Поднимают руки и машут над головой.
Наклоны в стороны.
Прыжки на месте.
Ходьба на месте.
Дети садятся.
Выполняют движения пластично и выразительно.
Правильно согласовывают слова с движением.
Владеют разными видами движения.
Развивают общую моторику.
8. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется КЛЯКСОГРАФИЯ. Мы будем экспериментировать с крас-ками и создать необычные образы.
Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите альбомный лист бумаги, согните его пополам, затем разверните. Перед вами гу-ашь, разведённая до жидкого сос-тояния. Давайте сделаем кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листу…
Теперь складываем бумагу попо-лам, аккуратно придавливаем лист-ки бумаги друг к другу, разглажи-ваем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию.
На что похожи ваши кляксы?.
Давайте дорисуем отдельные де-тали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки.
Обратите внимание, ребята, – на листе получились две одинаковые кляксы. Когда рисунок слева похож на рисунок справа, то их называют симметричными. А если не похожи, то их называют ассиметричными.
Дети подходят к столам и рисуют в технике КЛЯКСОГРАФИЯ:
сгибают и разворачивают альбомные листы;
ставят кляксу;
при помощи трубочек раздувают кляксу по листу;
складывают лист пополам, придавливают, разглаживают, разворачивают;
дорисовывают отдельные детали.
Сравнивают кляксы, обобщают и делают вывод: симметричные и ассиметричные узоры.
Развивают мелкую моторику.
Демонстрируют технику рисования КЛЯКСОГРАФИЯ.
Дети устанавливают партнерские взаимоотношения в общих трудовых действиях.
9. Подведение итогов занятия.
Что нового и интересного вы сегодня узнали, ребята? Чему научились? Какой смайлик вы можете мне показать? Дети вспоминают характеристики воздуха, технику рисования КЛЯКСОГРАФИЯ, дают оценку занятию при помощи смайлика. Демонстрируют полученные знания о воз-духе. Эмоционально реагируют на услышанное.
Итоговое мероприятие: выставка «Кляксографный вернисаж».