Марина Тимофеевна Кузьмина
Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству «Невидимка воздух» (часть 1)
▼ Скачать +Заказ
Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству (часть 1
Интегрированное занятие «Невидимка – воздух» (опыты и кляксография)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству „Невидимка воздух“ (часть 1)» размещена в разделах
Задачи:
1. Познавательное развитие :
• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
• дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, ветер – это движение воздуха;
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
• способствовать формированию у детей познавательного интереса;
• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
2. Речевое развитие :
• активировать словарь детей по теме «Воздух» : лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, симметричный, ассиметричный;
• проработать падежные окончания, упражнять в употреблении простых предложений;
• закрепить умения согласовывать речь с движением.
3. Социально-коммуникативное развитие :
• воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
• формировать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
• закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.
4. Художественно-эстетическое развитие :
• развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
• формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью.
Методы и приемы:
– практические: опыты с полиэтиленовыми пакетами, трубочками, водой, салфетками, веерами; изготовление вертушек; физминутки «Мы в автобусе сидим», «Ветер»; дидактическая игра «Где спрятался воздух»; рисование в технике кляксография;
– наглядные: иллюстраций альбома «Воздух»; кукла Незнайка; смайлики; игрушки;
– словесные: загадка, вопросы, беседа.
Материалы и оборудование:
полиэтиленовые пакеты, бокалы с водой, коктейльные трубочки, салфетки бумажные, веера, смайлики двух видов (по количеству детей); апельсин, чеснок, чеснокодавилка; таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов; жидкая гуашь, трубочки, бумага; игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); 2 подноса; кукла Незнайка.
Предварительная работа:
наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутки «Мы в автобусе сидим», «Ветер»; дидактическая игра «Где спрятался воздух»
Игровая Кукла Незнайка, игрушки, смайлики
Познавательно-исследовательская Опыты с полиэтиленовыми пакетами, водой, коктейльными трубоч-ками, салфетками, веерами, чесноком и апельсином.
Коммуникативная Работа в коллективе и индивидуально во время опытов.
Изобразительная
Рисование в технике кляксография.
Восприятие
художественной литературы и фольклора Слушание загадки, обсуждение, ответы на вопросы воспитателя.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент.
Физкультминутка
«Мы в автобусе сидим».
Вот мы в автобусе сидим,
Все сидим?. Все сидим!
И из автобуса глядим,
Все глядим, все глядим.
Нас автобус не везет,
Не везет?. Не везёт!
Вдруг колеса закружились
Вот так вот, вот так вот,
И вперед мы покатились
Вот так вот.
А щетки по стеклу шуршат
Вжик, вжик, вжик, вжик.
Пыль очистить всё хотят
Вжик, вжик, вжик, вжик.
Мы не просто так сидим,
Все сидим?. Все сидим!
Очень громко мы гудим
Би-би-би, би-би-би.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
– Правильно, это воздух! Ребята, а кто знает, кто изучают воздух?
– А где работают ученые?
– А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию?
– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. В нашей лаборатории.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
– Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воз-дух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
– Скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас?. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Незнайка: Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
– Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
– Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети входят в зал.
Дети сопровождают слова движением:
– дети сидят на стульчиках, шлепают в такт по коленям
– смотрят из-под ладони-козырька то в одну, то в другую сторону.
– пожимают плечами.
– совершают круговые движения руками сбоку от туловища.
– крутят руль
– качают согнутыми в локтях руками перед лицом.
– дети шлепают в такт по коленям
– “крутят руль” и бибикают.
Дети отгадывают загадку.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети отвечают на вопросы.
Выполняют движения пластично и выразительно.
Правильно согласовывают слова с движением.
Владеют разными вида-ми движения.
Изображают позами, мимикой различные чувства.
Развивают общую моторику.
Верно отгадывают загадку, называют отгадку «Воздух».
Правильно отвечают на вопросы воспитателя: ученые, в лаборатории.
Правильно отвечают на вопросы и дают характеристику воздуха :
Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
2. Опыт 1: с полиэтиленовым пакетом.
– Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
– Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
– Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Дети рассматривают полиэтиленовый пакет.
Проводят опыт с пакетом: складывают, набирают в него воздух, закручивают, развязывают пакет, выпускают воздух. Отвечают на вопросы, делают вывод.
Делают верный вывод: пакет пуст.
Демонстрируют полученные знания, делают правильный вывод: В свёрнутом пакете нет воздуха.
Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
3. Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
Незнайка: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
– Конечно, Незнайка! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Внимательно слушают вос-питателя и Незнайку.
Дети поочерёдно достают из мешка игрушки, называют, раскладывают на 2 подноса и рассказывают, какая игрушка будет плавать, а какая – нет. Объясняют почему.
Внимательно слушают, не отвлекаясь на посторонние предметы.
Демонстрируют знание названий игрушек.
Правильно образуют грамматические формы