Светлана Мошкина
Конспект по познавательной деятельности «Вулкан» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для знакомства детей с природным явлением – вулкан.
Задачи:
– познакомить детей со строением горы: вершина, склон, подножие основания, и природным явлением — извержение вулканов : лава;
- способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
– закладывать основы экологической культуры личности (поведение в природной среде).
Публикация «Конспект по познавательной деятельности „Вулкан“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Материалы и оборудования: картинки гор и вулкана; ноутбук (презентация, аудиозапись); пемза; посылка с письмом.
Активизация словаря: гора: вершина, склон, подножие основания; вулкан : лава, извержение.
Предварительная работа: изучение камней, рассматривание картинок гор, Знакомство с кузнецким мастерством.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте улыбнё мся друг другу и проведем упражнение:
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, сегодня мне почтальон Печкин принес посылку. Давайте посмотрим, что в посылке. Ой, в посылке письмо и какой-то предмет. Начнем с письма, прочтем его.
«Дорогие ребята 3 группы! Это пишет Вам Старик Хоттабыч. Я много знаю и много видел, летал за моря и леса. Мне поведали, что в группе номер 3 «Грибочки» очень умные ребята. Хочу в этом убедиться и поэтому высылаю вам очень интересное задание, с котором, я уверен, вы справитесь. В посылке находится предмет: ваша задача узнать, что это за предмет, где и как его добывают. Так же высылаю вам подсказку: картинку, на которой вы должны угадать, что на изображено. Ответ присылайте письмом,. Желаю Вам удачи! Ваш Старик Хоттабыч»
Воспитатель: Да, озадачил нас Хоттабыч. Я думаю, мы справимся с заданием и докажем, что мы сообразительные и умные ребята. Правда?
Так вот и предмет, о котором говорит старик, похож на камень. Что-то он напоминает, но не могу вспомнить. Может, ребята, вы знаете? Может у кого-нибудь дома есть такой предмет? Для чего он нужен? (ответы, рассуждения детей).
Воспитатель: Да, ребята, совершенно верно, этот камень напоминает пемзу. Вот и картинка. Ребята, что на ней изображено? (Горы.) Только вот ребята, гора какая-то странная, не правда ли? Посмотрите, у нее наверху что-то есть, как вы думаете что это?
Воспитатель: Ничего не понимаю, причем здесь гора и как он связан с нашим камнем-пемзой? А вы как думаете? (рассуждения детей). Мне кажется, мы только еще больше запутались. Я предлагаю, отправиться в поход-путешествие и разузнать все. Вы со мной? (ответы детей)
Воспитатель: Ну что пошли! (Включается аудиозапись природы)
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идем.
Не спешим, не отстаем.
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
Вот куда-то мы забрались
Где мы с вами оказались?
(Изображения гор на магнитной доске).
Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. Горы — это высокие участки Земли. А из чего состоят горы? Из камней.
Воспитатель: Горы имеют свое строение. Посмотрите, вверх горы называется вершина. Повторите вместе со мной. Вершина. Молодцы! А еще у горы есть бок, который называется склон. Давайте повторим. Склон. А еще у горы есть подножие основания. А что вы видите на вершинах гор? (Это снег) А почему на горах снег? (Потому что наверху очень холодно) Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно. Горы бывают разной высоты, как и мы с вами. Давайте сейчас немного разомнемся. Покажите какие бывают высокие горы, а теперь низкие. И еще раз. А сейчас девочки покажут низкие горы, а мальчики – высокие. А теперь наоборот.
На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются». Такие горы называются вулканами.
Воспитатель: Я предлагаю продолжить наше путешествие, и отправится к вулкану, я думаю, там мы найдем ответ на наш вопрос.
По дорожке мы шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело, мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть 1, 2, 3.
Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. (Дети подходят к ноутбуку). Усаживайтесь так, чтобы не мешать друг другу.
Ребята, сейчас я вам расскажу, почему такие горы называют вулканами. В древности люди не знали, что происходит на самом деле и придумали легенду:
«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».
В: В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на фото – камеру.
Вот этот вулкан, похож на обычную гору, но как только он просыпается, из него извергается горячая огненная жидкость с дымом, которая называется лавой.
Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго.
Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в вот такие камни, которые называются как? (пемза). Ребята, откуда появилась пемза? (Из вулканической лавы.) Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? (шершавая, легкая, пористая и т. д.)
Воспитатель: Я думаю, мы получили ответы на поставленные Стариком Хоттабычем вопросы, пора отправляться домой. И чтобы нам вернуться с путешествия побыстрее, полетим мы на самолете. Приготовились к полету.
В полет отправляют самолет,
Правое крыло – вперед,
Левое крыло – вперед,
Полетел наш самолет!
Воспитатель: Вот мы и группе. Я обязательно сегодня напишу письмо Старику Хоттабычу, где напишу все, что мы сегодня узнали сегодня. (Дети по очереди говорят, что они сегодня узнали.)
А теперь давайте каждый из вас свои впечатления о вулкане нарисует, и я отправлю их старику Хоттабычу вместе с письмом.