Галина Влезько
НОД по познавательно-речевому развитию «Зимний гость»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимний гость».
Направление: познавательно – речевое развитие.
Цель: Расширение представлений детей о зиме, как времени года; формирование причинно – следственных связей между живой и неживой природой.
Задачи:
- Способствовать обобщению представлений о зиме как времени года, о жизни растений и
животных, птиц, о погодных условиях в зимнее время.
- Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на
поставленные вопросы, подбирать родственные и однокоренные слова.
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию „Зимний гость“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, основы
экологической культуры.
- Развивать познавательную активность, память, внимание, мышление.
- Воспитывать доброжелательное отношение к природе; умение слушать товарищей, не
перебивать.
Оборудование и материалы: иллюстрация – Снеговик на лыжах; снежинки с заданиями; елочка; шарики – картинки с изображением времен года; снежок; ватман голубого цвета.
Раздаточный материал для индивидуальной работы: клей; элементы снеговика: 3 круга, ведро, метла, ручки, ножки, глаза, нос, угольки - пуговички; вата.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними явлениями в природе в ходе ежедневных прогулок.
Беседы о времени года – зима, о зимних месяцах, признаках зимы, безопасном движении по улицам и тротуарам.
Рассматривание репродукций, изображающих зимний пейзаж, составление рассказов по сюжетным картинам.
Чтение стихотворений о зиме.
Экспериментирование: «Лед – силач», «Где быстрее тает снег».
Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему снег не тает?», «Почему день становится короче, а ночь длиннее?», «Почему на улице скользко?» и др.
Рисование «Большие и маленькие ели», «Снежинки».
Аппликация «Новогодний хоровод».
Планируемые результаты:
четко определяет содержание своей работы;
проявляет активный интерес к занятию;
внимательно слушает задание;
точно отвечает на вопросы;
правильно и аккуратно выполняет задания.
Активизация словаря: родственные и однокоренные слова.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Приемы: словесные, наглядные, игровые.
Ход занятия.
I. Вступительная часть занятия.
(Дети стоят в кругу).
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Здороваемся).
А теперь поприветствуем друг друга. (Парами поворачиваемся и здороваемся).
- Ребята, слышите шаги? Кто-то идет к нам гости.
- Послушайте загадку и все узнаете. (Ребенок загадывает загадку).
Мы его слепили сами:
Разукрасили углями,
Сделали ему животик,
Улыбающийся ротик,
Нос – морковка, глазки – льдинки…
На протоптанной тропинке
Из снежинок вдруг возник
Симпатичный … (Снеговик).
(Вешаем на доску изображение снеговика на лыжах).
- Кто это? (Снеговик).
- Правильно, он хочет поговорить с вами о своем любимом времени года. Как вы думаете, какое время года любит Снеговик? (Снеговик любит зиму). Верно, ребята.
- Снеговик пришел не с пустыми руками: он принес красивые снежинки, а на каждой снежинке есть задание. Снеговик хочет проверить, что мы знаем о зиме. Задания интересные, но справиться с ними смогут только самые внимательные и наблюдательные. Вы готовы проверить себя? (Да).
II. Основная часть занятия.
1 снежинка: предварительная беседа «Что я знаю о зиме?»
- Почему Снеговик любит зиму? (Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом. Если снег липкий, можно лепить снеговика. Зимой холодно, и снеговик не тает.)
- Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад).
- Что чаще бывает: зима или снегопад? (Чаще бывает снегопад).
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
- Что приносит нам зима? (Зима приносит нам… холод (морозы, метели, снег, зимние забавы, радость, веселье).
- За что вы любите зиму? (Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика. Зимой приходит Новый год).
2 снежинка: познавательно - речевая игра «Признаки зимы».
- А сейчас мы проверим, какие вы наблюдательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны его закончить.
Зимой часто бывает гололедица, изморозь, снегопад, потому что… (температура снизилась).
Птицам трудно найти себе корм, поэтому… (надо вешать кормушки и регулярно подкладывать корм).
Солнце светит, но мало греет, потому что… (с наступлением зимы наша планета удаляется от Солнца).
Звери меняют летние шубки на зимние, потому что (стало холоднее; защитная окраска).
- А еще, какие признаки зимы вы знаете? (Идет снег; небо опускается ниже, меняет цвет; дуют холодные ветры; ночи становятся длиннее, а дни короче и др.).
3 снежинка: дидактическая игра «Назови три слова».
- Молодцы, ребята. Следующая снежинка: слушайте внимательно задание, в ответе на вопрос должно быть всего лишь 3 слова.
Зимние явления природы (Иней, изморозь, гололедица).
Дикие животные, не делающие запасов и не впадающие в спячку. (Заяц, волк, лиса).
Поэты, которые пишут о зиме (С. Есенин, А. Пушкин, С. Городецкий).
Зимняя одежда (Пальто, шарф, варежки).
Зимние явления природы (Снегопад, метель, вьюга).
Зимние атрибуты для игр (Санки, лыжи, коньки).
Физминутка «Катаемся на лыжах».
– Ребята, а сейчас немного отдохнем: Снеговик предлагает нам покататься на лыжах. Представьте, что мы на горке, отталкиваемся лыжными палками и поехали. (Имитация езды на лыжах).
На лыжне нас ждет успех.
Кто бесстрашен, скажет «Эх!»
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!»
Кто в сугробе с головой,
Произносит слово «Ой!».
4 снежинка: дидактическая игра «Найди лишнее слово».
- Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы считаете его лишним?
Метель, проталина, иней, сосулька.
Снегирь, синица, воробей, грач.
Медведь, волк, еж, барсук.
Январь, декабрь, июнь, февраль.
5 снежинка: «Украшаем елку» (составление описательного рассказа о зиме) .
- Ребята, какой ваш самый любимый праздник зимой? (Новый год).
- Давайте вместе со Снеговиком нарядим елку. (Выставляется елка и шарики - картинки с изображением различных времен года).
- Выберите и повесьте на елку шары, на которых изображена зима. (Дети выбирают шарик, вешают на елку и рассказывают о зиме).
- Зимой солнце светит редко и не греет.
- Земля покрыта снегом, реки покрыты льдом.
- Зимой деревья стоят голые, только ели и сосны в иголках.
- Зимой медведь спит в берлоге, еж и барсук спят в норах.
- Заяц и белка поменяли мех. Заяц зимой белый, а белка серая.
- Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают для птиц кормушки.
- Зимой дети катаются на санках, на лыжах, на коньках.
- Зимой можно лепить снеговика, играть в снежки.
- Молодцы, ребята! Наша елка наряжена, и мы составили интересный рассказ о зиме.
6 снежинка: лексическая игра «Доскажи словечко».
- Снеговику нравится у нас в гостях и он предлагает вам еще одну свою любимую игру «Доскажи словечко». Добавляйте слова, подходящие по смыслу.
Тихо, тихо как во сне
Падает на землю …. снег.
С неба вс скользят пушинки
Серебристые …. снежинки.
На пос лки, на лужок
Вс летит-летит …. снежок.
Вот веселье для ребят
Вс сильнее …. снегопад.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …. снежки.
Словно в белый пуховик.
Нарядился …. снеговик.
Рядом снежная фигурка
Это девочка … снегурка.
На снегу то посмотри
С красной грудкой …. снегири.
Словно в сказке, как во сне
Землю всю укутал …. снег.
– Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири).
– На какое слово похожи эти слова? (На слово «снег»). Это все слова – родственники. Они похожи по звучанию и произошли от слова снег. Такие слова называются однокоренными, у них есть общая часть слова.
7 снежинка: малоподвижная игра «Снежки».
- Ребята, Снеговик принес вам снежный комочек. Как он называется. (Снежок.)
- Давайте поиграем со снежком и подберем слова - признаки. Встали все и сделали большой круг. (По очереди бросаю снежок детям, стоящим в кругу).
- Ветер какой? (Холодный, колючий, северный).
- Зима какая? (Холодная, морозная, снежная, волшебная).
- Снег какой? (Белый, пушистый, чистый, холодный, блестящий, липкий).
- Снежинка какая? (Маленькая, кружевная, хрупкая).
- Настроение у вас сейчас какое? (Веселое, бодрое, радостное).
8. Практическая часть занятия: коллективная аппликация «Снеговик».
- Ребята, со всеми заданиями Снеговика мы справились замечательно! А сейчас мы с вами порадуем нашего гостя и сделаем Снеговику подарок: аппликацию «Снеговик». (Краткий инструктаж по технике безопасности и индивидуальному выполнению коллективной аппликации. Выполнение работы).
III. Рефлексия.
- Ребята, что вам больше всего запомнилось на занятии?
- Что показалось трудным?
- Молодцы! Сегодня все продуктивно поработали и наш гость – Снеговик хочет подарить вам красивые снежинки - украшения на елку. (Раздаем подарки).