Нина Юрочкина
НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы
Программное содержание:
Учить понимать смысл образных выражений загадок, упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные от основ существительных, учить использовать в речи фразеологические обороты речи, закреплять умение выделять гласные звуки в словах. Формировать представление о разных типах лесов.
Развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений, развивать логическое мышление и умение отстаивать своё мнение.
Публикация «НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Формировать навыки выражения собственного мнения, развитие речевого этикета, развитие способности к коллективному творчеству.
Материалы для занятия:
Иллюстрация с изображением зимнего леса,
Картинки для дид. игр «Логическая цепочка», «Чей домик?», «Собери одежду», «Скажи иначе», «Вкусное варенье».
Словарная работа: дубрава, ельник, роща, лесовичок.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Отгадывание загадок
Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром!
-Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке (Это зима.)
-Почему зиму называют царицей?
-Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?
-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
-Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
-Ребята, а знаете ли вы загадки о зиме? (Дети загадывают загадки)
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Он вошёл - никто не видел.
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку.
2. ИГРА «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»
Игру начинает воспитатель. Она укрепляет на фланелеграфе картинку с изображением ёлки.
Воспитатель. В сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью логической связи. Первой я ставлю ёлку, потому что мы отправляемся в лес, а там растёт много ёлок. Здесь на столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с ёлкой, чтобы логично объяснить их соседство. Вот, например, я поставлю рядом с ёлкой картинку с изображением еловых шишек, потому что шишки растут на ёлке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку. Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить её в цепочку и объяснить свой выбор.
(Белочка, потому что она лущит еловые шишки и питается еловыми семенами. – Кошка, она умеет лазать по деревьям так же ловко, как и белка. – Мышка, за ней любит охотиться кошка. – Сыр, мышка любит есть сыр. – Хлеб, с сыром и хлебом можно сделать бутерброд. – Чайник, с бутербродом можно пить чай. – Чашка, чай разливают в чашки. – Варенье, чай можно пить с вареньем. – Яблоко, из яблок можно сварить вкусное варенье.)
3. Ребята, мы с вами отправляемся в лес. Как он называется, если в нём растут одни ели? (ЕЛЬНИК)
- А если в нём растут одни сосны? (СОСНОВЫЙ БОР).
- А если – только берёзы? (БЕРЁЗОВАЯ РОЩА).
- А если лес состоит из дубов? (ДУБРАВА).
- Из осин? (ОСИННИК).
-Сказочное существо, охраняющее лес? (ЛЕСОВИЧОК)
Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно : деревья укрыты снегом, под ними вьётся лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
-Какой снег в лесу?
(Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый.)
-Как выглядят деревья зимой?
(Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом. Одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у ёлок иголки как ледяные пальчики.)
4. После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть. Для этого зайдем в гости к Лесовичку. Но здесь на полянке очень много домиков лесных жителей.
- В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.)
- В этом доме живёт белка. Чей это дом? (Беличий.)
- В этом доме живёт медведь. Чей это дом? (Медвежий.)
- В этом доме живёт заяц. Чей это дом? (Заячий.)
- В этом доме живёт волк. Чей это дом? (Волчий.)
- В этом доме живёт барсук. Чей это дом? (Барсучий.)
5. А сейчас я вам предлагаю поиграть на снежной полянке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Снег, снег, белый снег Дети машут руками перед собой.
Осыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали «встают» на лыжи, «бегут».
И по снегу побежали.
Сегодня из снежного мокрого кома - Дети идут по кругу, «катят» перед собой
воображаемый ком.
Мы снежную бабу слепили у дома. -Рисуют руками в воздухе три воображаемых круга.
Стоит наша баба у самых ворот. - Грозят указательными пальчиками.
Никто не пройдёт, никто не пройдёт.
Знакома она уже всей детворе.
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе». - Идут по кругу.
6. А вот и домик Лесовичка. Давайте зайдём к нему в гости.
(Дети садятся за столы).
Лесовичок не успел прибраться. Давайте поможем ему навести порядок в доме, уберём вещи в чемоданы. В жёлтый чемодан сложим вещи, в названиях которых слышится звук «А», в полосатый чемодан – вещи, в названиях которых слышится звук «И».
Дид. игра «Соберём вещи»
7. За добрые дела Лесовичок нас хочет угостить чаем. Но чайные чашки у него волшебные. Лесовичок предлагает вам поиграть в игру «Скажи по-другому».А хитрая подсказка – это рисунок на ваших чайных чашках.
(Дети подбирают фразеологизмы).
КАК МОЖНО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ :
- Об очень большой тесноте в помещении.
Яблоку негде упасть.
-О полной тишине.
Слышно, как муха пролетит.
- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.
Козёл отпущения.
-Об удачливом, счастливом человеке.
В рубашке родился.
- О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.
На душе кошки скребут.
- О том, к чему трудно придраться.
Комар носа не подточит.
- О забывчивости, плохой памяти.
Голова как решето.
- О том, кто сам не пользуется и другим не даёт.
Собака на сене.
- О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении.
Сел в галошу.
9. Молодцы, ребята! Нам удалось справиться с волшебством Лесовичка. Наступило время пить чай.
Дид. игра «Вкусное варенье»
- Я буду пить чай со смородиновым вареньем.
- Я буду пить чай с малиновым вареньем.
- Я буду пить чай с персиковым вареньем.
…с абрикосовым …
….с яблочным ….
….вишнёвым ….
….клубничным…
10. Ну, вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться. А с каким настроением вы покидаете зимнюю сказку?
(Дети показывают карточки, которые соответствуют их настроению).
ЛИТЕРАТУРА
1. Волина В. В. «Учимся играя». – М. : Новая школа, 1994.
2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». – М. : «Издательство Скрипторий 2000», 2003
3. Швайко Г, С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва «Просвещение» 1983