Папки-передвижки

НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Зимняя сказка»

Нина Юрочкина
НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы

НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы

Программное содержание:

Учить понимать смысл образных выражений загадок, упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные от основ существительных, учить использовать в речи фразеологические обороты речи, закреплять умение выделять гласные звуки в словах. Формировать представление о разных типах лесов.

Развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений, развивать логическое мышление и умение отстаивать своё мнение.

Публикация «НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы „Зимняя сказка“» размещена в разделах

Формировать навыки выражения собственного мнения, развитие речевого этикета, развитие способности к коллективному творчеству.

Материалы для занятия:

Иллюстрация с изображением зимнего леса,

Картинки для дид. игр «Логическая цепочка», «Чей домик?», «Собери одежду», «Скажи иначе», «Вкусное варенье».

Словарная работа: дубрава, ельник, роща, лесовичок.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Отгадывание загадок

Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрыла серебром!

-Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке (Это зима.)

-Почему зиму называют царицей?

-Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?

-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

-Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

-Ребята, а знаете ли вы загадки о зиме? (Дети загадывают загадки)

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Он вошёл - никто не видел.

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку.

2. ИГРА «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»

Игру начинает воспитатель. Она укрепляет на фланелеграфе картинку с изображением ёлки.

Воспитатель. В сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью логической связи. Первой я ставлю ёлку, потому что мы отправляемся в лес, а там растёт много ёлок. Здесь на столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с ёлкой, чтобы логично объяснить их соседство. Вот, например, я поставлю рядом с ёлкой картинку с изображением еловых шишек, потому что шишки растут на ёлке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку. Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить её в цепочку и объяснить свой выбор.

(Белочка, потому что она лущит еловые шишки и питается еловыми семенами. – Кошка, она умеет лазать по деревьям так же ловко, как и белка. – Мышка, за ней любит охотиться кошка. – Сыр, мышка любит есть сыр. – Хлеб, с сыром и хлебом можно сделать бутерброд. – Чайник, с бутербродом можно пить чай. – Чашка, чай разливают в чашки. – Варенье, чай можно пить с вареньем. – Яблоко, из яблок можно сварить вкусное варенье.)

3. Ребята, мы с вами отправляемся в лес. Как он называется, если в нём растут одни ели? (ЕЛЬНИК)

- А если в нём растут одни сосны? (СОСНОВЫЙ БОР).

- А если – только берёзы? (БЕРЁЗОВАЯ РОЩА).

- А если лес состоит из дубов? (ДУБРАВА).

- Из осин? (ОСИННИК).

-Сказочное существо, охраняющее лес? (ЛЕСОВИЧОК)

Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно : деревья укрыты снегом, под ними вьётся лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.

-Какой снег в лесу?

(Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый.)

-Как выглядят деревья зимой?

(Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом. Одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у ёлок иголки как ледяные пальчики.)

4. После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть. Для этого зайдем в гости к Лесовичку. Но здесь на полянке очень много домиков лесных жителей.

- В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.)

- В этом доме живёт белка. Чей это дом? (Беличий.)

- В этом доме живёт медведь. Чей это дом? (Медвежий.)

- В этом доме живёт заяц. Чей это дом? (Заячий.)

- В этом доме живёт волк. Чей это дом? (Волчий.)

- В этом доме живёт барсук. Чей это дом? (Барсучий.)

5. А сейчас я вам предлагаю поиграть на снежной полянке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Снег, снег, белый снег Дети машут руками перед собой.

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали «встают» на лыжи, «бегут».

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного мокрого кома - Дети идут по кругу, «катят» перед собой

воображаемый ком.

Мы снежную бабу слепили у дома. -Рисуют руками в воздухе три воображаемых круга.

Стоит наша баба у самых ворот. - Грозят указательными пальчиками.

Никто не пройдёт, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе.

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе». - Идут по кругу.

6. А вот и домик Лесовичка. Давайте зайдём к нему в гости.

(Дети садятся за столы).

Лесовичок не успел прибраться. Давайте поможем ему навести порядок в доме, уберём вещи в чемоданы. В жёлтый чемодан сложим вещи, в названиях которых слышится звук «А», в полосатый чемодан – вещи, в названиях которых слышится звук «И».

Дид. игра «Соберём вещи»

7. За добрые дела Лесовичок нас хочет угостить чаем. Но чайные чашки у него волшебные. Лесовичок предлагает вам поиграть в игру «Скажи по-другому».А хитрая подсказка – это рисунок на ваших чайных чашках.

(Дети подбирают фразеологизмы).

КАК МОЖНО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ :

- Об очень большой тесноте в помещении.

Яблоку негде упасть.

-О полной тишине.

Слышно, как муха пролетит.

- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Козёл отпущения.

-Об удачливом, счастливом человеке.

В рубашке родился.

- О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

На душе кошки скребут.

- О том, к чему трудно придраться.

Комар носа не подточит.

- О забывчивости, плохой памяти.

Голова как решето.

- О том, кто сам не пользуется и другим не даёт.

Собака на сене.

- О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении.

Сел в галошу.

9. Молодцы, ребята! Нам удалось справиться с волшебством Лесовичка. Наступило время пить чай.

Дид. игра «Вкусное варенье»

- Я буду пить чай со смородиновым вареньем.

- Я буду пить чай с малиновым вареньем.

- Я буду пить чай с персиковым вареньем.

…с абрикосовым …

….с яблочным ….

….вишнёвым ….

….клубничным…

10. Ну, вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться. А с каким настроением вы покидаете зимнюю сказку?

(Дети показывают карточки, которые соответствуют их настроению).

ЛИТЕРАТУРА

1. Волина В. В. «Учимся играя». – М. : Новая школа, 1994.

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». – М. : «Издательство Скрипторий 2000», 2003

3. Швайко Г, С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва «Просвещение» 1983

Публикации по теме:

Итоговое занятие по речевому развитию детей младшей группы «Сказка, я тебя знаю» Цель: 1. Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже при описании предметов. 2. Упражнять.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «В гостях у матушки-зимы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «В гостях у матушки-зимы» Васильченко.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей I младшей группы «Котёнок» Цель: развитие познавательной способности у детей Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с представителями животного мира, с их детенышами.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы «Путешествие капельки» Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. 2. Объяснить, как.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Кожа — главная одежда нашего тела» для детей средней группы. Конспект НОД по познавательно-речевому развитию на тему: «Кожа – главная одежда нашего тела» для детей средней группы. Программное содержание:.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы «Наш герб» Цель: уточнить знание о родном городе. Программное содержание: I. Область «Коммуникация» 1) Активизация словаря – символ, бесстрашие, бессмертие.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Дружная семейка» Занятие в средней группе «Дружная семейка» Цель: Углублять представление детей о семье и ее членах. Программное содержание: I. Область.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей групп Программные задачи: - познакомить детей со смыслом слова «Здравствуй!»; - научить детей здороваться; - познакомить с образами героев программы.

НОД по познавательно-речевому развитию с использованием театрализованной игры в старшей группе «Образ лисы в русских народных сказках. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» Цель: активизация речи детей в процессе диалога.

НОД по познавательно — речевому развитию «Сказка в гости к нам пришла» в старшей группе Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредствам словесных игр и упражнений Задачи: - закреплять и расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Зимняя сказка»
Опубликовано: 26 августа 2015 в 09:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Зимняя сказка»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Юрочкина (УИ 275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД