Светлана Тарбеева
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Дружная семейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в средней группе
«Дружная семейка»
Цель: Углублять представление детей о семье и ее членах.
Программное содержание:
I. Область «Познание»
1) Дать первоначальное представление о родственных отношениях.
2) Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими.
II. Область «Коммуникация»
1) Отвечать полными предложениями, отгадывать загадки.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней группы „Дружная семейка“» размещена в разделах
2) Ввести в словарь: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы.
3) Активизировать словарь: любит, хвалит, помогает, заботиться, ласковая, добрая, красивая, любимая, папочка, папулечка, мамулечка.
4) Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.
III. Область «Социализация»
1) Воспитывать умение слушать друг друга.
2) Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
Материалы и оборудование:
Силуэт ладошки из картона, шапочки на каждый пальчик с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; гуашь, силуэты ладошек на каждого ребенка.
Методы используемые на занятии :
• наглядные;
• словесные;
• игровые;
• Практические.
Предварительная работа:
• рассматривание семейных фотографий;
• рассказы детей о своих близких;
• чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание колыбельных песен;
• разучивание: сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика). Изображаю пальцами птичку, зайчика, петушка. Дети подражают.
Загадка
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку –
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять».
Угадайте, как их звать.
Дети: Пальчики.
Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики? (Ответы детей). Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре? (Ответы детей).
Воспитатель (разгибаю из кулачка пальцы и сопровождаю движения текстом)
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья»
Дети подражают воспитателю.
Воспитатель: О чем же эта игра? (Добиться ответа «О семье»). У меня есть вот такая ладошка (показываю силуэт). Давайте найдем на ней самый маленький пальчик – мизинец (дети показывают).
Воспитатель: А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье? (Дети высказываются).
Предлагаю детям отыскать на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и надеть на мизинчик ладошки – силуэта.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
«Мы с мамой делаем котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо».
О ком я вам прочитала? Почему мальчику или девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?
Дети высказываются.
Воспитатель: А как вы помогаете маме?
Ответы детей.
Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем ее на следующий – безымянный пальчик.
Дети надевают шапочку.
Воспитатель: Хотите узнать, о каком следующее стихотворение?
«Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому – нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».
Е. Серова
Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?
Дети произносят ласковые слова, находят шапочку, надевают на средний палец.
Воспитатель: Давайте поиграем с нашими ладошками.
Читаю стихотворение Н. Голля и Г. Григорьева, сопровождаю его жестами и движениями. Дети подражают.
«Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работают ладони долгими годами
(Постукивают кулачком о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу, принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Имитируют поглаживание)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!»
(Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?
Ответы детей.
Давайте похвалим свою бабушку? «Моя бабушка самая…»
Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец.
Воспитатель: Ребята, у нас остался один пальчик – большой. Кто же это? (Ответ детей). Правильно, дедушка.
«У меня есть дедушка,
Как зима, седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет».
Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас?
Дети рассказывают, надевают последнюю шапочку. Подвожу итог.
Воспитатель: Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. А как вы думаете, какой же домик у нашей семью на ладошке?
Ответы детей, воспитатель подводит итог.
Да, правильно, пальчики живут в перчатке. У меня есть перчатки для «семейки» на вашей ладошке. Хотите украсить их, чтобы «домик» был красивым, нарядным, уютным? Давайте постараемся, чтобы «домик» украшали все «члены семьи», пусть каждый пальчик выберет свою краску и оставит след на перчатке.
Дети выполняют работу. Воспитатель предлагает подойти и посмотреть домики – перчатки других детей, интересуется, какие пальчики принимали участие в составлении узора.
Мои хорошие! Я очень рада, что ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг другу и «домики» получились нарядные.