Светлана Сморчкова
НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Цирковое представление»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Развивать умение называть слова с определенным звуком
Придумывать слова с заданным звуком
Определять место звука в слове
Различать понятия «звук» и «буква», «слово», «слог», «предложение»
Развивать внимание, мышление, память, связную речь
Развивать умение выполнять действия в соответствии с правилами
Совершенствовать навыки чтения
Развивать чувство ритма, умение подбирать похожие по звучанию слова (рифмы)
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова
Развивать умение различать на слух количество предложений в коротком тексте, составлять схему предложения
Публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Цирковое представление“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
Закреплять умение делить слова на слоги
Побуждать детей интересоваться смыслом слова
Воспитывать умение выполнять задание самостоятельно
Воспитывать умение правильно оценивать результаты своей деятельности
Воспитывать организованность, дисциплинированность
Расширять представления о цирковых профессиях
Материалы и оборудование
- аудиозаписи
- наборное полотно
- набор букв «Азбука»
- мяч
- кружки трёх цветов для игры «Жонглёры»
- д/и «Придумай по первым звукам»
- д/и «Прочитай в соответствии с нумерацией»
- фишки-косточки
- карточки с «канатами»
- цветные фишки для звукового анализа
- полоски для построения схемы предложения
- печенье «Алфавит» для сюрпризного момента
Ход:
Звучит песня «Арлекино»
--Ребята, вы любите цирк? Какие вы знаете слова, относящиеся к цирку. (Клоун, дрессировщики, акробаты, воздушные гимнасты, жонглеры, канатоходцы и др.)
Сегодня мы тоже попробуем быть цирковыми артистами. Представление начинается! Покупайте лотерейные билеты! Участвуйте в розыгрыше призов! (дети берут билеты - перевернутые карточки с заданием «прочитай по первым звукам», пока не читая)
Но так как у нас в группе нет манежа, нет специальных приспособлений для настоящего цирка, то и представление у нас будет необычным, главными героями у нас будут звуки
Звучит аудиозапись «фанфары»
--А вот какие это будут звуки, вы должны догадаться сами. Я назову слова, а вы должны определить, какой звук присутствует в каждом слове
санки, солдат, сыр, смешно, скучно, стужа
Назовите положение звука «с» в этих словах
Действие первое «Жонглеры» жонглируем одним мячом (мяч –слово)
- Придумайте слова чтобы звук «с» был в середине слова
- Придумайте слова чтобы звук «с» был в конце слова
Молодцы, сколько слов придумали! Итак, обнаружили первого главного героя нашего представления – это звук «с»
Произнесите хором этот звук.
В каких случаях можно использовать это «с-с-с-с»? (призвать к тишине, приложив палец к губам; понарошку наливать из чайника водичку и тд.)
Какой буквой обозначается этот звук? (ставим на наборное полотно)
Определяем другое действующее лицо нашего представления
Резиновую Зину купили в магазине, резиновую Зину в корзине привезли
Действие второе «Жонглеры» жонглируем тремя мячами
- Придумайте слова чтобы звук «з» был в начале, середине или в конце слова
(на наборном полотне столбик из трех кругов разного цвета, дети называют слово определяют место звука и ставят соответствующий «мяч»)
Молодцы! Итак, обнаружили второго главного героя нашего представления – это звук «з»
Произнесите хором этот звук.
В каких случаях можно использовать это «з-з-з-з»? (изображать звук насекомых, понарошку сверлить и т. д.)
- Какой буквой обозначается этот звук? (ставим на наборное полотно)
Как называются эти звуки?
Чем отличается произношение этих звуков?
Действие третье «Дрессировщик со зверями»
Я – дрессировщик, буду называть слова, а вы мои умненькие собачки, будете хлопать один раз, если услышите звук «с» и два хлопка – звук «з» (За каждое правильно придуманное слово дети получают фишку-косточку)
Воспитатель медленно, выделяя звуки, произносит слова:
Сок, рак, зайка, улитка, сапоги, коса, лиса, золото, зубы, весы, матрос, нос, кошка, мороз, колос, коза, роза
Почему вы не всегда хлопали?
Кто помнит эти слова? В цирке дрессировщик всегда дает вкусненькое своим животным за выполненный трюк. Самым внимательным – угощение! (дать косточку)
А кто помнит слова со звуком «с»? Со звуком «з»?
Спасибо всем, вы хорошо потрудились!
Действие четвёртое. «Канатоходцы»
По зеленому канату будут двигаться предметы, в названии которых встречается звук «з», а на синем будут размещаться слова со звуком «с»
Самолет, сапоги, бусы, собака, заяц, забор, роза, ваза
(У каждого ребенка карточки с двумя линиями: синей и зеленой и картинки с изображениями предметов)
Какие внимательные канатоходцы, ни один не допустил ошибку!
Звучит весёлая музыка. Ребята, нас клоун приглашает повеселиться, отдохнуть
Физкультминутка
Действие пятое «Фокусники»
Превращаем одно слово в другое, изменяя лишь один звук. Крекс-фекс пекс!
(на наборном полотне поочередно ставятся слова коза, роса, сайка, позади; ребенок читает слово, объясняет его лексическое значение, меняет букву, объясняет лексическое значение нового слова) Воспитатель подводит итог: фокус- покус, одним движением руки домашнее животное коза превратилось в прическу коса и тд.) Это был простой фокус, а теперь посложнее - настоящее волшебство! Отгадайте загадку:
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют
Это праздничный…
Выложите отгадку с помощью фишек синего, зеленого, красного цвета
(Дети выкладывают звуковую схему слова «салют»)
Звучит веселая музыка.
Клоун придумал новое развлечение. Он ходит и веселит всех артистов. Придумывает веселые дразнилки. Подбирает похожие по звучанию слова. Клетка- сетка- ветка, усы-трусы- часы.
Придумайте рифму к слову сверчок, к слову кашка
- Молодцы! Придумали много схожих по звучанию слов. Возможно, в будущем будете писать стихи – станете известными поэтами!
А, может, вы попробуете стать писателями? Они рифмы не сочиняют, стихотворения не пишут. Они пишут рассказы, сказки, придумывают красивые предложения. Посчитайте сколько предложений в этом рассказе: В цирке выступают клоуны. Звучит веселая музыка. Прыгают забавные обезьянки.
Составьте схему последнего предложения.
Действие шестое. «Акробаты»
Сложные трюки выполняют акробаты, быстро меняются местами, кувыркаются, крутятся, делают сальто, не разберешь, где первый, где последний. Прочитайте по нумерации цифр слова и подтвердите свой ответ картинкой. (Дети читают слово по карточке, определяясь по нумерации букв) Молодцы! Отлично справились с акробатическим номером!
Представление завершается! Прочитайте ваши лотерейные билеты и определите по первым звукам картинок ваш выигрыш в этом розыгрыше призов (в награду печенье «Алфавит»)
Ребята, понравилось вам быть участниками циркового представления?
- Кто помнит главных героев нашего представления?
Какой номер для тебя было трудно выполнять?
Какое действие было самое веселое?
Какое больше всех понравилось? Какое неинтересное?
- Какое самое легкое задание было?