Виктория Авдеева
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Уточнить артикуляцию звука [ы];
• Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
• Продолжить знакомить детей с образом буквы ы;
• Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Ход занятия:
I. 1) Дети стоят в кругу с воспитателем.
- Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какое сегодня число?
- А день недели?
- А какие занятия у нас в четверг?
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [ы] и буква ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).
- А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
- Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.
- Наш один общий друг снова прислал нам письмо. Это Почтальон Печкин. Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
Дети называют звук [ы].
2) Артикуляция звука
- Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.
3) Характеристика звука.
- Звук [ы] – гласный.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
- Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],
На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.
Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.
II. 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], наклеивают картинку на доски.
3) Образование существительных множественного числа.
- Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).
- Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
А в клумбах растут не нарцисс – а (нарциссы, не георгин, а. (георгины, не пион, а. (пионы)
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).
- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).
-в городе у звука [Ы] не Автобус – а. (автобусы) Не троллейбус- а. (троллейбусы)
И на день именинника водит не хоровод- а… (хороводы)
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
III. а) Знакомство с буквой
- Какой звук мы сегодня вспомнили? (Звук [ы]).
- Давайте посмотрим как выглядит буква Ы (показ буквы).
б) Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
- Посмотрите на букву ы. Из каких элементов состоит она? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
В) Синтез образа буквы.
- А теперь сложите поделитесь на 3 команды по одинаковым признакам и попробуйте сложить свою букву Ы. (с помощью счетных палочек, фасоли, кружочков)
IV. «Кто внимательный» Запомнить слова, в которых встречается звук [ы]. (Г. Юдин «Крыса Дылда и Пых-пых»)
V. Чтение слогов: Ды-ня, цве-ты, кры-са, боб-ры, тык-ва, о-гур-цы, по-ми-до-ры, спи-цы, кры-ша, плы-вет, крас-ный, ша-ры.
VI. Штриховка «Часы»
Подведение итога занятия.
- Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?
- Что было трудным?
- Где вам это может пригодится?