Татьяна Федоровна Афонина
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В мире животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В мире животных».
Программное содержание :
Познакомить детей со звуками Р-РЬ, буквой Р.
Формировать умение выделять звуки Р-РЬ из названий предметов, называть слова с заданным звуком.
Упражнять в умении выполнять звуковой анализ слова.
Обогащать опыт сотрудничества, умение работать в паре.
Развивать познавательный интерес детей к природе.
Развивать умение высказывать свои предположения и получать необходимую информацию в общении.
Материал:
Картинки животных : тигр, рысь, волк, леопард, собака, медведь, лев.
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе „В мире животных“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Предметные картинки в названии которых слышатся звуки Р-РЬ.
Материал для выкладывания букв: семечки, пуговицы, верёвочки, палочки.
Фишки синего и зелёного цвета на подгруппу детей.
Стилизованная буква Р.
Картинки петушков-7 штук.
Микрофон.
Ребусы-6 штук.
Содержание.
Игровое упражнение «Угадай, чей голос?»
Интерактивная технология «Цепочка».
В. На столе разложены картинки разных животных. Вам надо подойти к столу, взять одну картинку, назвать животное и сказать, как это животное подаёт голос.
В. Это задание мы выполним в цепочке, договоритесь, кто встанет первым, и займите свои места.
В. Как же подают голос все эти животные? (Р-Р-Р).
В. Вы, наверное, догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Р).
В. Эти животные сегодня нам приготовили различные игры- задания, а мы с ними постараемся справится.
В. Первое задание от леопарда. Он предлагает послушать стихотворение и запомнить те слова, в которых есть звук Р.
-Кра!- кричит ворона-Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
-Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
-Как!- подпрыгнула ворона.
И моргнула удивлённо. -
Что ж вы раньше не сказали!
Кар-р-аул!
Кар-р-ман украли! (В. Орлов).
В. Назовите слова со звуком Р, которые вы слышали в стихотворении.
Акустический и артикуляционный анализ звуков (Р-РЬ).
В. Рысь просит нас рассказать о звуке с которого начинается её название. Какой это звук? (звук Р).
В. Как вы думаете, звук (Р)-гласный или согласный? Докажите.
В. Звук Р может быть твёрдым, а может быть мягким. Приведите примеры слов, где звук Р твёрдый (рыба, рак, рука, мягкий (река, рельсы).
В. Проверьте звук (Р) звонкий или глухой? (звонкий, при его произнесении горлышко дрожит).
Игровое упражнение «Какой звук слышишь?»
Интерактивная технология «Карусель».
1 этап мотивационный
В. Тигр, приглашает вас «прокатиться» на «карусели»
В. Но сегодня вы будете не только кататься на карусели, но и определять какой звук слышится в слове – твёрдый, как «синий лёд (Р) или мягкий «РЬ».
Деятельность детей
: Включаются в деятельность, предложенную педагогом.
2 этап организационный
В: Договоритесь, с кем в паре вы будете кататься, и кто будет кататься во внешнем круге, а кто во внутреннем.
Деятельность детей: Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.
3 этап деятельностный
В: Дети, стоящие во внутреннем круге, возьмите картинку, а дети, стоящие во внешнем круге, возьмите одну зелёную фишку и одну синюю.
В: Займите свои места.
В: Дети, которые стоят во внутреннем круге, каждому кто будет оказываться перед вами вы должны сказать, что у вас нарисовано на картинке.
В: Дети внешнего круга, если в названии картинки услышат мягкий согласный (РЬ, то поднимут зелёную фишку, если твёрдый (Р)- синюю.
(После выполнения задания дети меняются местами и выполняют аналогичное задание).
Деятельность детей: Дети активно взаимодействуют друг с другом, определяют какой звук в слове, твёрдый или мягкий, соответственно поднимают фишку).
4 этап итоговый
В: «Катаясь на карусели вы узнали в каких словах звук (Р) твёрдый, а в каких мягкий.
Игровое задание «Построй дом».
Интерактивная технология «Цепочка».
В: Давайте представим, что мы художники и будем рисовать домик за городом в деревне. Стены уже готовы, остается подрисовать детали-части дома, в названиях которых должен быть звук (Р-РЬ).
Какие части дома имеют в своем названии звук (Р-РЬ? (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак).
Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах? (кровать, телевизор, радио, компьютер, микроволновая печь, торшер, картина).
А что нарисуем около дома? ( Деревья и кустарники: берёзу, рябину, сирень, смородину, крыжовник).
Какие бы цветы вы посадили около дома, чтобы в их названии слышался звук Р-РЬ? (розы, ромашки, астры).
Каких жильцов можно заселить в этот дом чтобы в их именах был звук Р-РЬ? (Рита, Рая, Рома, Руслан, Андрей, Марина, Арина, Егор, Гриша, Фёдор).
В: Молодцы, вы с заданием справились, потому что работали дружно.
Представление буквы Р.
На мольберт выставляется картинка волка.
В: Я очень любопытный волк
И в заданьях знаю толк.
Если руку так поставлю
Букву Р напоминаю.
В: Какую букву принёс вам волк? (Р).
В: Попробуйте изобразить эту букву (дети ставят левую руку на пояс, ноги вместе).
Моделирование буквы Р.
Интерактивная технология «Работа в парах».
В: Следующее задание выполним в парах.
В: Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели поработать и выложить букву Р.
В: Решите, из какого материала, вы будете выкладывать букву Р (семечек, пуговиц, ниток, палочек) и приступайте к работе.
В: Выполнив задание, договоритесь, кто будет отвечать. Нужно рассказать какую букву вы выложили, из какого материала, на что она похожа, гласная она или согласная.
Физкультминутка
Вороны.
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар (тихо)
Игровое задание «Подбери картинку».
Интерактивная технология «Дерево знаний».
1 этап мотивационный
В: Следующее задание вам предлагает котёнок выполнить на «дереве знаний».
В: Мой котёнок всё резвится,
Ему дома не сидится,
Он по дереву всё лазит-
Упадёт и не заплачет.
А на веточках слова,
Их прочтёте без труда.
Деятельность детей: Включаются в деятельность, предложенную педагогом.
2 этап организационный
В: Договоритесь, с кем вы будете работать в паре и вспомните правила сотрудничества.
Деятельность детей: Договариваются, кто с кем будет работать в паре и вспоминают правила сотрудничества.
3 этап деятельностный
В: Это картинки, а на «дереве знаний»- схемы слов. Каждой паре нужно подобрать к своей картинке подходящую схему.
В: После выполнения задания договоритесь, кто в паре будет отвечать.
Каждая пара выбирает картинку и подбирает к ней
схему. Договариваются кто будет отвечать.
4 этап итоговый
В: Молодцы, вы правильно подобрали схемы к своим картинкам.
Деятельность детей: Оценивают свои знания и знания товарищей, делают выводы.
Игровое задание «Прочитай слово».
Интерактивная технология «Цепочка».
В: Следующее задание от лисицы:
«Я очень умная лиса,
Вам загадать хочу слова:
Петушков по росту вы поставьте,
Задуманное мною слово прочитаете».
В: Вставайте в цепочку и давайте поставим петушков от самого маленького до самого большого. Если вы правильно выполните задание, то сумеете прочитать слово, которое загадала лиса.
В: Какое слово у вас получилось? (мухомор).
В: Давайте поиграем с этим словом и зашифруем его.
(Дети выполняют звуковой анализ слова).
В: Молодцы, вы справились с заданием.
Игровое задание «Прочитай слово, спрятанное в ребусе».
Интерактивная технология «Аквариум».
1этап мотивационный
В: Следующее задание лев предлагает выполнить в «аквариуме».
Деятельность детей: Включаются в деятельность, предложенную педагогом.
2 этап организационный
В: Договоритесь, кто с кем будет работать в группе.
В: Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя.
Деятельность детей: Договариваются, какая группа будет выполнять задания, какая будет находиться в роли «наблюдателя», уточняют правила сотрудничества.
3 этап деятельностный
В: Прочитай слово зашифрованное в ребусе.
В: После того, как задание будет выполнено, договоритесь в группе, кто будет отвечать.
(Для второй подгруппы приготовлены другие ребусы). Деятельность детей:
Деятельность детей: Дети, активно взаимодействуя разгадывают ребусы.
Договариваются, кто будет отвечать.
Группы меняются местами.
4 этап итоговый
В: Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно, вы сумели прочитать зашифрованные слова.
Деятельность детей: Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают выводы.
Анализ образовательной деятельности
Интерактивная технология «Интервью».
В: Пришло время прощаться с нашими новыми знакомыми, а вот чтобы узнать, что вы сегодня делали, я предлагаю поиграть в игру «Журналисты».
В: Договоритесь, кто будет корреспондентом и задаст вопросы?
Ребёнок-корреспондент задаёт вопросы, используя алгоритм:
Что тебе понравилось на занятии?
В какие игры играл?
Что больше всего запомнилось?
Что нового ты узнал?
С кем тебе понравилось играть?
Что ты делал на занятии?
Что тебе не понравилось?