Елена Филиппова
Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечение родителей к образовательному процессу по подготовке детей к школьному обучению.
Задачи:
- познакомить родителей с дидактическими играми и заданиями по подготовке к обучению грамоте, которые на требуют длительной подготовки и специальной литературы и наглядности;
- вызвать желание родителей самостоятельно заниматься подготовкой своих детей к школе.
Публикация «Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
Оборудование: кубик, картинки и бумажные квадраты синего и зелёного цветов по количеству участников.
Ход мастер-класса:
«Как хорошо уметь читать!» Так считают все родители, дети которых в следующем году отправляются в школу. Но в первом классе обучением чтению занимаются практически целый год.
А в старшем дошкольном возрасте первостепенная и наиболее важная задача – это подготовка к обучению грамоте. Дети знакомятся с алфавитом, но обучение чтению не главная цель занятий по подготовке к обучению грамоте. Основная цель этих занятий – формирование у детей представлений о таких понятиях, как звук, слог, слово, предложение и различение этих понятий детьми. Подбор речевого материала для этих занятий напрямую связан с изучением алфавита.
Проблема дошкольного образования старших дошкольников состоит в том, что занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе из программы убраны. В программе В. В. Гербовой по развитию речи детей подготовительной к школе группе планируется одно занятие в месяц по подготовке к обучению грамоте. Практикой доказано, одного занятия в месяц по подготовке к обучению грамоте не достаточно для прочного усвоения детьми тех знаний и умений, которые стали бы прочным фундаментом для дальнейшего обучения в школе. Поэтому уже второй год я веду 1 раз в неделю кружок: в старшей группе по звукопроизношению «Звукарик», в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте «АБВГДЙ-ка».
Сегодня предлагаю вашему вниманию речевые игры и упражнения, которые не требуют особой подготовки и специальной литературы. Запомнив и освоив эти игры, вы можете играть с ребёнком или группой детей по дороге домой, в поездке, в свободное время, когда читаете ему книгу или заучиваете стихотворение.
Игры и упражнения формируют фонематическое восприятие ребёнка, развивают слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление, закрепляют знания о таких понятиях, как звук, слог, слово, предложение, а также деление звуков на группы: гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие.
Игры со звуками и словами.
- Хлопни, если услышишь звук «Л»: В Л Т Л Н С Л Л Ф Л;
«СЬ» СЬ ХЬ НЬ РЬ СЬ ЗЬ СЬ КЬ МЬ ТЬ СЬ ПЬ;
- Хлопни, если услышишь звонкий звук «Д», топни, если услышишь глухой звук «Т»: Д Р М Т Л Д С В Т Ч Л Д;
- Вы называете слово, а ребёнок называет первый звук. Начните со слов, которые начинаются на гласный звук (исключите я, ю, е, ё, на согласный, а затем со стечением согласных: арбуз, Оля, утка, собака, картон, пробка, сковорода. Можете спросить какой звук: гласный или согласный и почему? (Нет преграды при произнесении, есть преграда: зубы, губы, язык.) Какой согласный звук: звонкий или глухой и почему? (Произносим с голосом или без голоса.) Твёрдый или мягкий.
- Вы называете слово, а ребёнок называет последний звук. Начните со слов, которые заканчиваются на согласный звук, на гласные «а», «о», «у», «и», «ы», затем на «ю», «я», «е»: лесок, певец, мост, снег, коса, в дыму, сны, Вася, в колесе. Здесь можете задать те же вопросы, что и в предыдущем задании.
- Игра «Слова». Назови слово на последний звук. Например: арбуз-санки-игра-апельсин-нитка и т. д. Подобные игры: «Города», «Имена».
- Придумай слова, чтобы они начинались на мягкий звук «СЬ»: семечки, сила, Семён и т. д.
- Придумай слова, чтобы они заканчивались на твёрдый звук «К»: носок, песок, валенок и т. д.
- Игра «Твёрдый-мягкий». Вы называете слова на определённый звук, а ребёнок определяет какой звук: твёрдый или мягкий. Например: «Д» дерево, садовник, Денис, дом, звезда, дети, дуб, орден, ударник.
Игры со слогами и словами.
- Вы называете слово, ребёнок делит его на слоги хлопками или без них. Затем называет количество слогов в слове и называет каждый слог. Например: магазин. В слове магазин 3 слога: первый слог ма, второй слог га, третий слог зин. Сначала предлагаете слова из 2-х слогов, из 3-х, 4-х слогов, а затем из 1-го слога.
- Игра «Слоговой аукцион». Придумай слова, которые начинаются слогом -ре- (репа, река, решето, ремонт, решение, редька, редис, резинка и т. д.). Придумай слова, которые заканчиваются слогом -ка- (река, бока, девочка, редька, качка, бочка, точка и т. д.)
- Придумай слова, состоящие из 1,2,3,4 и т. д. слогов.
Игры с предложениями и словами.
- Вы называете слово, а ребёнок придумывает предложение, чтобы слово стояло в начале предложения, в середине, в конце. Например: кот. Кот спит на диване. Бабушка коту налила молока. В корзину забрался кот.
- Вы говорите предложение, а ребёнок считает слова. Сначала предлагайте предложения без союзов и предлогов, а затем с ними. Например: Мама купила куклу. (3)
Мама купила куклу и мишку. (5)
Мама купила куклу в розовом платье. (6)
- Можно объединить 2 или 3 задания: придумай предложение на заданное мной слово, чтобы оно стояло в середине предложения. Когда ребёнок придумает, попросить посчитать слова в этом предложении. Например: дерево. Мы посадили дерево в саду. (5)
- Придумай предложение из 3, 4, 5 и т. д. слов. (Предлоги и союзы считаются.)
- Придумай предложение - вопрос. Объясните ребёнку, что оно начинается словами: где, какой, почему, кто, что.
- Придумай предложение по образцу с союзами и, а, но, потому что.
Например: Снег тает, потому что на улице тепло.
Мне больно, а Таня смеётся.
Я ударился, но не плачу.
Мы купили торт и идём домой.
Игры с текстами и словами.
- Проговори скороговорки нормальным темпом и голосом, высоким голосом, грубым голосом, медленно нараспев, шёпотом, быстро. Например: Тары-бары, растабары, у Варвары куры стары.
- Вы читаете стихи, сказку, рассказ. Попросите ребёнка назвать все слова на заданный звук, которые он услышит. Прочитайте это стихотворение, абзац в сказке, предложение в абзаце ещё раз. Например: сказка про Красную Шапочку…
Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.
Назови все слова со звуком «Ш» (хорошенькая, что, лучше, бабушка, больше).
Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке. Соседи так про нее и говорили:
- Вот Красная Шапочка идет!
Назови все слова со звуком «Р» (рождения, подарила, красную, пор, нарядной, про, говорили).
Вывод: в мастер-классе принимали участие 10 родителей. Из них 2 папы, 8 мам. Родителей заинтересовали игры и задания. Они активно включились в работу. Взрослые допускали те же самые ошибки, что и дети, на которые я сразу же обращала внимание. Я объясняла причину ошибок и что нужно сделать, чтобы их не допускать взрослым и научить детей. Мастер-класс прошёл в хорошем темпе. В конце родители получили по экземпляру тех самых игр и заданий, в которых принимали участие.