Елена Соловьева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Вода-волшебница«
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ детский сад №1 ст. Милютинская
Конспект
НОД по опытно – экспериментальной деятельности
в старшей группе
О. о. Познавательное развитие
Тема: «Вода - волшебница»
Подготовила и провела
Воспитатель: Соловьева Е. В.
Ст. Милютинская
декабрь 2021 г.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Вода-волшебница„» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Формировать у детей представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни
Задачи:
Образовательные:
Знакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность. Формировать представление о разных состояниях воды: о круговороте воды в природе. Побуждать детей к исследовательской деятельности : опытам по определению свойств воды (отсутствие формы, вкуса, цвета, запаха, обладает текучестью, прозрачностью, может растворять некоторые вещества.) Формировать умение делать выводы. Развивать связную речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать навыки бережного отношения к воде и ко всему в природе,
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Развивающие:
Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение. Стимулировать познавательную активность детей. Развивать любознательность, логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Предварительная работа:
Беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы. Беседа о бережном отношении к водным ресурсам. Чтение сказок о воде, рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов «Родничок», «Русалочка»
Методы и приемы:
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
Давайте все встанем в круг и передадим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Вот теперь у вас у всех хорошее настроение.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я, кто такая я?. (вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Стук в двери.
Воспитатель: Ребята к нам кто-то пришел! Посмотрю кто там? (капелька игрушка)
-Кто это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это капелька, частица воды.
На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Как зовут? Где живу?
Что собой представляю?
Для чего всем нужна я?
На вопросы ответить
Сама капля не сможет.
Ждет она, не дождется,
Когда мы ей поможем.
Воспитатель: Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, для жизни человека какое значение имеет вода? Для чего еще нужна вода?
Ответы детей: (Вода для человека главный компонент для жизни. Без воды человек сможет прожить не больше 5 дней. Всему живому на земле нужна вода Где есть вода, там есть жизнь.)
Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе ее?
Дети: (ответы детей) речка, водоемы, озера и т. д.
Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на карте моря, океаны, реки и озера. (Показ)
Воспитатель: Ребята, в морях и океанах какая вода? (соленая вода, а в реках какая? (пресная.)
Воспитатель: Давайте сравним, какой же воды на планете больше: пресной или соленой?
Дети: (ответы детей) соленой
Воспитатель: Раз мы уже узнали, что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относится?
Дети: беречь воду.
Воспитатель: А как мы ее будем беречь?
Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы, не загрязнять реки и озера.
Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- Ребята, а как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей) Чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим мультфильм. Показ мультфильма «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Ребята, нашу гостью интересует ещё один вопрос, какими свойствами она обладает. Капелька, но мы с ребятами тоже хотим узнать ответ на этот вопрос и сейчас вместе с тобой отправимся в мини-лабораторию, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Но для начала немного отдохнём.
Физкультминутка «К речке быстрой».
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль,
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята мы пришли в лабораторию, где и узнаем о свойствах воды. Но для начала я хочу спросить, как надо вести себя в лаборатории и при проведении опытов?
Воспитатель: А что такое лаборатория? (Лаборатория – это специальное помещение для опытов и экспериментов)
Воспитатель: А кто работает в лаборатории? (ученые и лаборанты)
Ребята, давайте станем с вами настоящими учеными, оденем халаты и начнем исследовать воду. Узнаем какими волшебными свойствами она обладает.
1) Какой формы вода? (опыт проводят дети под руководством воспитателя)
Имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. А теперь разольём воду в блюдце, она растеклась лужицей. Давайте возьмём кубик и положим его в блюдце, затем переложим в другую емкость. Форма кубика изменилась? (Нет).
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Оборудование: 2 стакана разного размера, тарелка, кубик, вода.
2) Какого цвета вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя).
Возьмем стакан с водой, и 9 разноцветных полосок (красная, оранжевая, желтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая, чёрная, белая). Будем поочередно сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (ни с одной).
Вывод: чистая вода не имеет цвета.
Оборудование: стаканы с водой, 9 полосок разного цвета.
3) Какого вкуса и запаха вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя).
А есть ли у воды вкус и запах? Дети пробуют, нюхают воду и апельсиновый сок, высказывают свое мнение. Затем, сок выпивают.
Вывод: у воды нет своего вкуса и запаха.
Оборудование: стаканы с водой, кружки в которых налит апельсиновый сок.
Воспитатель: Ребята вы поработали. Ваши пальчики устали, давайте их разомнем и продолжим.
Ах вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда.
Брызги вправо, брызги влево,
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
4) Вода – растворитель. (Первую часть опыта проводят дети под руководством воспитателя. Вторую часть проводить воспитатель, дети наблюдают).
1. Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Они растворились и изменили вкус воды).
2. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку,песок и подсолнечное масло. Воспитатель выполняет это задание.
Обращаем внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана).
Что мы видим в стакане, где растворяли подсолнечное масло? (Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности).
В стакане где растворяли песок, все осталось без изменений.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Оборудование: сахар, соль, лимонная кислота, растительное масло, мука,песок, ёмкости для воды, ложка.
5. Итог.
Воспитатель: Ну, вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства? (Да).
Воспитатель: Перечислите их.
Дети: - вода не имеет формы;
- вода не имеет запаха и вкуса;
- вода растворяет некоторые вещества;
Воспитатель: Правильно.
Вода это очень ценный и важный продукт, который нужно беречь. Скажите, можно прожить без воды? (Нет).
Воспитатель: Правильно, без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Поэтому воду нужно беречь и не тратить зря.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Капелька очень рада, что вы помоги ей ответить на её вопросы и поработали в лаборатории. Вам понравилось занятие? А экспериментировать?
Воспитатель: Капелька, за то, что вы хорошо работали, приготовила сюрприз – конфеты. Давайте поблагодарим ее и проводим к своим сестренкам – капелькам.