Зарубина Ольга Геннадьевна
НОД по окружающему миру «История маленькой пуговицы» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Познавательное развитие:
• знакомство детей с историей пуговицы;
• формирование представления о многообразии видов пуговиц;
• развитие мыслительной активности и любознательности;
• развивать мелкую моторику;
• поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;
Речевое развитие:
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Пуговицы, пуговки
- Старшая группа
- Темочки
• способствовать развитию речевой активности детей;
• обогащение словаря;
Художественное-эстетическое развитие:
• формировать художественный вкус, творческие способности детей
Социально-коммуникативное развитие:
• воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу;
• формировать умение общаться в процессе совместной деятельности.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства», на занятие по ФЭМП счет с помощью пуговиц (состав числа, «Узнай сколько наощупь», «Укрась кексики».
Методы и приемы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровой метод, вопросы поискового характера, “мозговой штурм”, рассматривание слайдов презентации, художественное слово, практический.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, шкатулка с пуговицами по числу детей +1, поднос с различными пуговицами, пуговицы на тарелочке, 2 тарелочки, салфетка, магниты, сосуд с водой, ситечко, разные кусочки ткани 10-12шт. в шкатулке, карточки (состав чисел)
Ход занятия
1. Орг. момент
Воспитатель: Поздороваемся с гостями. Ребята, какое у вас настроение?
Дети: Хорошее, доброе, весёлое.
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение, сегодня я предлагаю вам стать исследователями, слушателями, зрителями и творцами.
Воспитатель: Ребята, послушайте, что вы слышите? (трясу коробку, в которой лежат пуговицы по количеству детей + воспитателю)
Дети: Треск, шорох, грохот, звон, шум и др.
Воспитатель: А как вы думаете, что может там лежать?
Дети: Камушки, горох, копеечки и т. п.
2. Основная часть.
Воспитатель: отгадайте загадку.
Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?
Воспитатель: Давайте откроем коробочку и заглянем в нее. Что там?
Дети: Это пуговицы!
Воспитатель: Возьмите каждый по одной пуговке, рассмотрите ее, погладьте пальчиками и скажите, какая она (разбирают пуговицы по желанию, уступая девочкам).
- Артем, расскажи о своей пуговке, какая она у тебя? (по 2-3 слова, чтобы успели все дети рассказать).(если дети затрудняются, я рассказываю о своей пуговице (маленькая….)
Дети: Зелёная, большая, круглая, с дырочками и т. п.
После описания дети складывают пуговицы в коробочку.
Воспитатель: посмотрите на свою одежду, одежду друг друга, у вас есть пуговицы? А как вы думаете, зачем нужны пуговицы?
Дети: Чтобы застегивать вещи.
Воспитатель: Посмотрите на мою пуговицу. Как вы думаете, куда ее можно пришить?
Дети: На рубашку, платье, кофточку.
Воспитатель: А на пальто, шубу?
Дети: Нет, не будет держать.
Воспитатель: А если бы пуговиц вообще не было, можно было бы без них обойтись?
Дети: Да, есть замки-молнии, шнурки, кнопки.
Воспитатель: Правильно, без пуговиц можно было бы прожить, но они существуют, потому, что они такие разные, красивые, необычные.
Воспитатель: Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?
Дети: Можно пришить другую пуговицу.
Воспитатель: У вас нет другой пуговицы.
Дети: Закрепим на булавку, заколем иголочкой, завяжем шнурком.
Воспитатель: Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная. Вы согласны со мной? (да)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы перейдем в нашу лабораторию. Перед вами набор самых разных пуговиц. Давайте их рассмотрим. Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (формой, размером, материалом, разным количеством отверстий, цветом.)
Игра «Из чего сделана пуговица»
- Если пуговица сделана из стекла, как по другому можно сказать, она какая?. (стеклянная)
Из дерева – пуговица деревянная
Из металла – пуговица металлическая
Из пластмассы – пуговица пластмассовая
Из кости – пуговица костяная
Из серебра – пуговица серебряная
Воспитатель: - Ребята, эти пуговицы мы должны разделить их на 3 группы, как вы думаете на какие группы их можно разделить? (металлические, пластмассовые, деревянные)
- Всё необходимое для этого у нас есть на этом столе.
( На столе: 3 тарелочки для пуговиц, магниты, прозрачный сосуд с водой, сито, бумажная салфетка.)
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нам понадобится магнит? (Предположения детей).
Воспитатель: - Ребята, магнитом можно быстро найти металлические предметы, потому что он притягиваются к нему.
(Вызвать 3 мальчиков, которые с помощью магнитов извлекут пуговицы из металла.)
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нам нужен сосуд с водой? (Предположения детей).
Если дети не ответили, то воспитатель говорит сам.
Если ответили, то делают выводы и выполняют задание.
Воспитатель: - Для начала давайте оставшиеся пуговицы высыплем в воду. Что, вы увидели? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, предметы из дерева, даже такие большие, как корабль, в воде не тонут. Таково свойство дерева. Оно легче воды. А вот предметы из пластмассы при погружении в воду опускаются на дно, более подробно с этим свойством вы познакомитесь в школе.
Воспитатель: - Какие пуговицы опустились на дно? (Пластмассовые.)
Воспитатель: - А какие пуговицы плавают на поверхности? (Деревянные.)
Воспитатель: - Что теперь нам надо сделать?
(Предположения детей)
Воспитатель: - Нам надо собрать деревянные пуговицы с поверхности воды. И в этом мне помогут ….
(девочки ситом собирают деревянные пуговицы с поверхности воды и выкладывают на бумажную салфетку.)
- Какие пуговицы остались в воде? Почему? Эта третья группа, их мы выловим чуть позже.
Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам присесть на стульчики.
- Было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без них? Когда и где появились первые пуговицы? Как они выглядели, из чего были сделаны? Интересные вопросы! А хотели бы вы узнать ответы на эти вопросы и еще много интересного о пуговицах?
- Тогда я приглашаю вас в наш кинотеатр.
Презентация “История маленькой пуговицы”.
Вопросы после просмотра презентации:
- Что означает слово «пуговица»?
-Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?
- Какими были первые пуговицы?
- А где и как ещё можно применять пуговицы? (вспомнить рассказ «Друг детства»
- Представьте, что вы дизайнеры одежды и вас попросили подобрать пуговицы к ткани. Возьмите из коробочки понравившийся кусочек ткани и попробуйте правильно подобрать к нему пуговицы так, чтобы они подходили бы к одежде из этой ткани, были удобными и чтобы украшали ее. Когда вы выполните работу, то должны будете объяснить, почему именно эти пуговицы выбрали. (Дети выполняют самостоятельно. Воспитатель тоже делает вместе с детьми. Когда работы будут готовы, воспитатель объясняет свой выбор первой. Например: У меня легкая летняя ткань, н-р, белого цвета с цветочками, я подобрала 2 пуговицы, которые подходят по размеру, по цвету и т. д. Далее воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать о своем выборе. Остальные дети будут рассказывать во вторую половину дня.
3. Заключительная часть.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали? (историю появления пуговицы, их назначении, внешнем виде)
- А вам, ребята, задание, дома попробуйте научиться пришивать пуговицу под присмотром мамы или бабушки.