Наталия Пелипенко
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [С]. Буква С» в подготовительной группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте
Тема: «Звуки С, Сь. Буква С»
(в подготовительной группе для детей с ОНР)
Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи. Дать представление о звуке [С] и [С’]. Познакомить с буквой С. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать внимание, воображение, слуховую, зрительную, двигательную память; логическое мышление, делать умозаключения и выводы. Развивать мелкую моторику и координацию движений. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, доброжелательность.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук [С], Буква С“ в подготовительной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: иллюстрация «Слон переносит бревно»; рабочие листы для работы со звуками [С], [С’] и чтения, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, изображение буквы, сюжетные картинки.
Словарь: согласный, твердый, мягкий, глухой; звук, слог, слово, предложение.
ХОД :
-Ребята, сегодня пришло письмо из Индии. Письмо рассказывает о том, что в Индии слоны могут быть домашними животными: они перевозят людей и грузы, переносят тяжести, прокладывают дорогу в джунглях. В письме фотография слона. Что он делает? Как мы можем назвать слона? Слон силач.
-Сколько слов в этом предложении? Какое слово первое (второе?
- Какой первый звук в слове «слон»? Дайте характеристику этому звуку.
- Какой первый звук в слове «силач»? Дайте характеристику этому звуку.
-Ребята, чем отличаются эти звуки (звук С звучит твердо, а СЬ – мягко? А что общего у этих звуках (они согласные и обозначаются буквой С).
- А как же нам узнать, как выглядит эта буква? Может кто-то из вас уже знает букву С? Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбук.). Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква С? Как вы догадались, что это буква С? (Нарисован самолет, первый звук в слове самолет - С, поэтому рядом нарисована буква С.) Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, месяц, полукруг.)
Нарисуем полукруг -буква С (эс) возникла вдруг
Что за буква светится ясным полумесяцем?
-Давайте раскрасим букву ЭС.
Физминутка «Слон»
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон, Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон — Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
- Согласный звук вместе с гласным образуют слог. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»: я говорю слог с мягким звуком, а вы превращаете его в слог, с твердым звуком: СЯ - СА СЕ - СЭ СИ-СЫ СО-СЁ СУ-СЮ.
-В письмо вложены картинки, а на них задание для вас. Посмотрите, что нарисовано на картинках. Определите, где находится звук С или Сь в словах и раскрасьте соответствующий их позиции квадрат. Будьте внимательны, квадрат закрашиваем синим цветом, если звук твердый, и зеленым, если звук мягкий.
- Звуки складываются в слоги, а слоги в слова. Прочитайте слова со звуками С и СЬ
- Слова собираются в предложения. Придумайте предложение в котором есть слово «СЛОН». Вам помогут сюжетные картинки. Выложите схему своего предложения.
-Ребята, как вы думаете, чем питаются слоны? Да, они любят фрукты, овощи, могут есть траву. А какой фрукт у слона самый любимый? Из Индии нам прислали подсказку: определите первый звук в каждом слове, запишите буквы и прочтите подсказку:
- Правильно! Это ананас. Давайте отправим ананас в Индию посылкой и рассказом о том, что мы узнали сегодня на занятии.
-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])
- Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый.)
-Звук [с’] какой? (Согласный, глухой, мягкий).
-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).
-Молодцы!