Елена Бахметенко
НОД по математике в подготовительной группе «За 30 минут вокруг земного шара» (знакомство с составом числа 9)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : За 30 минут вокруг земного шара.
(знакомство с составом числа 9) подготовительная группа.
Цель: Поддерживать интерес к предмету математика посредством межпредметных связей. Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с составом числа 9 через интеграцию с наукой география и окружающим миром.
2. Закрепить знание состава чисел 6,7,8.
3. Продолжать формировать представления о действиях сложения и вычитания.
Публикация «НОД по математике в подготовительной группе „За 30 минут вокруг земного шара“ (знакомство с составом числа 9)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 9. Состав числа девять, счёт до девяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
4. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие:
1. Развивать познавательную мотивацию, формировать интерес к различным формам познания мира.
2. Развивать внимание, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к культуре разных стран и народов.
2. Воспитывать навык самоконтроля и самооценки; уважение и доброжелательное отношение детей друг к другу в игре; самостоятельность в высказываниях, при ответах на поставленные вопросы.
Методы и приемы:
1. Игровая ситуация.
2. Практические методы: индивидуальные и подгрупповые упражнения.
3. Полный показ педагога.
4. Словесные методы: вопросы, мини-рассказы.
5. Информационный метод.
6. Дидактическая игра.
7. Наглядный метод.
8. Метод моделирования.
Словарная работа: экибана.
Оборудование и оснащение:
1. Мультимедийный экран с проектором.
2. Импровизированный пульт управления для воспитателя.
3. Карточки с «Пультами управления» у каждого ребенка.
4. Карточки с изображением контура Эйфелевой башни и цветные карточки с примерами в пределах первого десятка на каждого ребенка.
5. Раздаточный материал : желтые и красные цветы на каждого ребенка и воспитателя.
6. Демонстрационное панно с японским домом.
7. Карточки с изображением японских домов и окошками для цифр на каждого ребенка.
8. Карточки с контуром пирамиды и цифрой наверху, карточки с цифрами от 1 до 10 - 3 набора.
9. Аудиозапись механического голоса, инструментальной музыки.
10. Шкатулка с шоколадными монетами на каждого ребенка.
11. Карта мира.
12. Фигурки журавликов в технике оригами.
Предварительная работа:
1. Изготовление пультов в технике аппликации.
2. Занятие по познавательному развитию на тему : «Страны соседи России».
3. Знакомство с составом чисел 6,7,8.
Ход занятия
(Дети входят в группу, размещаются вокруг воспитателя.)
Воспитатель: Ребята, на нашей планете есть много интересных, загадочных, необычных стран. И вам, наверное, очень хотелось бы в них попасть. Как вы думаете, это возможно?
Дети : Да.
Воспитатель: А как вы это представляете?
Дети: Туда можно попасть на самолете, поезде, машине.
Воспитатель: А я знаю самый быстрый способ побывать в разных странах за очень короткое время это использование «машины перемещений». Это самое новейшее изобретение, которое сегодня оказалось в нашем детском саду. Посмотрите, вот она, «машина перемещений» (показывает на мультимедийный экран и импровизированный пульт управления). С её помощью мы сможем за короткое время, например за одно занятие, переместиться в разные страны земного шара. На машине есть пульт управления и секрет машины в том, что она перемещает только того, кто находится за пультом. А пульт для машины мы с вами изготовили заранее. Возьмите свой пульт (дети берут на своем столе карточки с изображением различных фигур в разных местах листа).
Воспитатель: Назовите, какая фигура находится в центре пульта?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Это кнопка «Старт».
Где находится квадрат?
Дети: В нижнем правом углу.
Воспитатель: Это кнопка «Стоп».
Воспитатель: Где находится овал?
Дети: В верхнем правом углу.
Воспитатель: Эту кнопку мы будем нажимать, если нужно открыть или закрыть иллюминаторы.
Воспитатель: Где находится круг?'
Дети: В нижнем левом углу.
Воспитатель: Это кнопка включения света.
Воспитатель: Где находится прямоугольник?
Дети: В верхнем левом углу.
Воспитатель: Это кнопка связи.
Воспитатель: Где находится стрелка указывающая вверх?
Дети: Справа от треугольника.
Воспитатель: Это кнопка ускорения, то есть увеличения скорости.
Воспитатель: Где находится стрелка, указывающая вниз?
Дети: Слева от треугольника.
Воспитатель: Это кнопка снижения скорости.
Воспитатель: Где находится стрелка, указывающая вправо?
Дети: Под треугольником.
Воспитатель: Это кнопка поворота направо.
Воспитатель: Где находится стрелка, указывающая влево?
Дети: Над треугольником.
Воспитатель: Это кнопка поворота налево.
Воспитатель: Итак,можно начинать путешествие! Нажмите на пульте кнопку «Старт», мы перемещаемся (звучит музыка). Наше перемещение займёт меньше минуты, а я пока проверю, насколько наши путешественники внимательны, смекалисты и сообразительны.
(игра «Дальше.»). Слушаем и продолжаем дальше:
Понедельник, вторник.
Январь, февраль.
Зима.
Утро.
Десять, девять.
Молодцы! Все ответы верны! А вот мы и на месте. Нажимаем кнопку «Стоп».
( Механический голос: «Перемещение успешно завершено. Добро пожаловать во Францию). Воспитатель: Ребята, мы с вами во Франции, а это её столица, город Париж! Посмотрите, как он прекрасен! (на экране фото достопримечательностей Парижа).
А вот и главная достопримечательность Парижа - Эйфелева башня. Её высота составляет 324 метра. Ребята, а вы знаете, что французы регулярно перекрашивают Эйфелеву башню, и каждый раз в новые цвета! Давайте мы тоже примем в этом участие.
Подойдите, пожалуйста, ко мне, я раздам вам цветные детали для Эйфелевой башни. (воспитатель раздаёт детали). На ваших деталях примеры, а на башне цифры-ответы. Вам необходимо решить пример и приложить деталь на место подходящего ответа (дети выполняют задание).
Воспитатель: Ну вот мы и справились! Посмотрите, как красиво получилось! И я думаю, самое время продолжить наше путешествие. Занимайте свои места, жмём кнопку «Старт» (звучит музыка). Мы отправляемся с вами на восток, в таинственную и загадочную Японию.
(Физминутка).
Ребята, а вы знаете, что Япония расположена на островах Хонсю и Хоккайдо. С востока они омываются Тихим океаном, а с запада Японским морем.
( Механический голос: «Перемещение успешно завершено. Добро пожаловать в Японию») Воспитатель: Ребята, вот мы и в Японии! (на экране слайды-фото Японии). Посмотрите, какая красота! Ребята, Японию называют страной восходящего солнца. Как вы думаете, почему?
Дети: Она находится на востоке.
Воспитатель: А люди какой национальности живут в Японии?
Дети: Японцы.
Воспитатель: Да. ребята, японцы. Они немного не похожи на нас. А кто знает, чем мы отличаемся?
Дети: У них немного узкие глаза.
Воспитатель: Ребята, у японцев много старинных обрядов, есть свои национальные костюмы. Они любят рисовать, слушать музыку. А ещё японцы очень любят составлять экибана.
Экибана - это древнее японское искусство составления букетов, (демонстрация слайдов на экране). Эти букеты обычно составляют в праздники или к приходу гостей. Вы хотите научиться этому искусству?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня мы будем составлять букеты из 9 цветов, а заодно познакомимся с составом числа 9 из двух меньших.
Посмотрите, у вас и у меня в тарелочках лежат жёлтые и красные цветы. Я возьму 9 разноцветных цветов и выложу их в ряд. (1 жёлтый и 8 красных)
Скажите, сколько я взяла жёлтых цветов?
Дети: Один.
Воспитатель: Сколько красных?
Дети: Восемь.
Воспитатель: А всего цветов сколько?
Дети: Девять.
Воспитатель: Как мы получили число 9?
Дети: Это 1 и 8, или 8 и 1.
Воспитатель: Выложите у себя на столах цветы так же, как у меня. (дети выкладывают).
А сейчас попробуйте составить экибана из 9 цветов другим способом. Возьмите 9 разноцветных цветочков и выложите их перед собой. Сколько красных и жёлтых цветов у вас получилось? (дети проговаривают возможные варианты)
Молодцы, ребята! А теперь представьте, что цифры - это японцы, которые просят вас заселить их в красивые домики так, чтобы на каждом этаже жило по 9 жильцов. Посмотрите, как это сделаю я (воспитатель демонстрирует на панно с японским домом). У меня на этом этаже уже живёт один японец. Сколько я должна поселить, чтоб их стало 9?
Дети: Ещё 8.
Воспитатель: На этом этаже живут 2 жильца. Сколько нужно поселить ещё?
Дети: Ещё 7.
(Проговорить все возможные варианты, ответы выложить на доске)
Воспитатель: А теперь вы заселите свои домики. (Воспитатель раздаёт детям домики с цифрой 9. Дети вписывают цифры).
Ребята, какие вы молодцы! Японцы вам очень благодарны. В знак своей признательности японцы преподнесли вам вот такой подарок - фигурки оригами (показывает бумажных журавликов). Ведь Япония - родина этой техники бумажной пластики.
А мы продолжим своё путешествие. Ну что, все готовы? На сей раз, мы отправимся в знойный загадочный Египет. Жмём кнопку «Старт», (звучит музыка)
А пока мы будем перемещаться, ответьте на несколько вопросов (вопросы связаны с цифрой 9 и составом числа 9) :
Какой девятый месяц года?
Какой девятый день недели?
Кто из вас празднует свой день рождения в сентябре?
Какое время года начинается с сентября?
Ежик нашел 6 грибов и ежиха 3 гриба. Сколько всего грибов они нашли?
Бабушка испекла 5 пирожков с картошкой и 4 пирожка с капустой. Сколько всего пирожков испекла бабушка?
Молодцы, ответили верно на все вопросы! По-моему, мы почти на месте. Жжем кнопку «Стоп». ( Голос: «Перемещение завершено. Добро пожаловать в Египет».)
Мы с вами в Египте! (слайды на экране) Посмотрите, ребята, перед нами одно из семи чудес света, сотворённых руками человека. В давние времена египетские цари - фараоны строили огромные пирамиды.
Посмотрите^ ребята, пирамиды ещё не достроены. Давайте поможем египтянам достроить их. Разделитесь на 3 звена. Каждое звено будет заниматься строительство своей пирамиды. Строительство пирамид - дело очень точное и сложное. Посмотрите, на вершине пирамиды - цифра. Как можно получить эту цифру из двух меньших? Сделайте это с помощью карточек с цифрами (дети выполняют задание).
Воспитатель: Вот мы и закончили постройку пирамид, которые фараоны строили очень много лет, иногда даже всю свою жизнь. Фараоны думали, что после смерти они будут жить в этих пирамидах. Поэтому когда они умирали, вместе с ними в пирамиду-гробницу опускали драгоценности, украшения, золотые и серебряные монеты. Даже в наше время люди находят там клады. Но найти клад не просто, можно затеряться в сложных переходах подземелья. Не боитесь ли вы спуститься в подземелье и искать там клад? Тогда вот вам карта, которая поможет найти клад (по карте групповой комнаты дети находят клад в шкатулке).
Молодцы, настоящие кладоискатели! Но нам пора возвращаться домой, в Россию. Занимаем свои места, жмём кнопку «Старт», (звучит музыка)
Вот мы и дома! Мы побывали с вами в разных странах, и каждая страна порадовала нас чем-то необычным. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Понравилось.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Дети: Из каких чисел можно составить число 9, о разных странах: Франции, Египте, Японии. Воспитатель: А из каких же чисел можно составить число 9 (дети проговаривают различные варианты).
Воспитатель: А из скольки цветов мы составляли японские букеты - экибана?
Дети: Из девяти.
Воспитатель: Я была очень рада путешествовать вместе с вами!