Оксана Руднева
НОД «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
-Закрепить знания детей о праве на имя, умение применять его в жизни, способствовать социально - нравственному развитию.
-Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.
-Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.
Публикация «НОД „О правах, играя“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Оборудование: письмо от Бабы Яги, фотография Бабы Яги (разрезанная на три части, а с другой стороны нарисована кровать, кукла Правик, символ права на имя, мячик, дидактическая игра «Я имею права», сказки (книги, две дощечки, мел, аудиозапись с песнями о дружбе, магнитофон, нестандартное оборудование: цветочки, бабочки.
Предварительная работа: чтение произведений с последующей беседой о правах, которые затронуты в произведении, знакомство со значением имен, дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений, формулирование совместно с детьми правил, которые необходимо соблюдать.
Дети стоят на коврике.
- Что такое Конвенция? (ответы детей).
- Кто нам помогает изучать наши права? (Правик).
- А где же он? Куда мог уйти? Может, он оставил нам записку? (дети находят письмо, зачитываем)
«Эй вы, детишки, не зачем вам изучать свои права. И без них можно прожить. Одного дернешь за косичку, другого укусишь, третьего толкнешь. Как здорово! А права нужны только царям и их детям. Ну, а если вы хотите спасти своего Правика и книгу с правами, то вы должны пройти испытания на моих лесных полянках. Если мне понравятся ваши ответы, то вы можете на каждой поляне перевернуть одну часть моей фотографии, что висит на вашей доске, и появится подсказка, где искать Правика. Наблюдать буду свысока. Пока. Яга».
- Что же будем делать? (ответы детей).
- А вы не боитесь?
Ну, раз вы такие смелые, в путь. Идем змейкой между столами и поем песню о дружбе.
Вот и первая поляна, присаживайтесь как вам удобно. Если отгадаете загадку, то узнаете, о каком праве мы будем говорить.
- Как только человек рождается, ему это сразу дают, и он живет с ним всю жизнь. (Имя)
- Почему так решили? (ответы-предположения детей).
- Сегодня мы поговорим о праве на имя. У нас у всех есть имя. А зачем оно вам? (ответы-предположения детей).
- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?
(Эй, ты. Эй, вы. Эй, девочка. Эй, мальчик и т. д.)
Это оскорбительно, обидно, невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто-то вас зовет таким образом. Но, вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а имени этого человека не знаете. Как поступить в этом случае?
- Надо познакомиться.
- А вы умеете знакомиться? Давайте поиграем. Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите познакомиться. (Вызываю двух активных детей).
Пример: - Как тебя зовут?
- Артём. А тебя как?
- Маша.
Хорошо. Вы узнали имя, но были не совсем вежливы. Потому, что когда хотите познакомиться, надо всегда улыбаться. А когда узнали имя, надо вежливо сказать: «Очень приятно. Рад нашему знакомству. Сердечно рад».
Проиграть в игру еще раз.
Молодцы, ребятки, вы старались. Каждому человеку приятно слышать свое имя ласково, он сразу расцветает. А вы можете подарить своему соседу радость? Давайте поиграем в игру «Назови соседа ласково». (С мячом).
Имя нам дает отраду, дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо, что же имя наше значит.
(Дети называют значения своего имени).
А какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?
Не дразниться.
Не придумывать клички.
Не называть имя грубо.
Обращаться с уважением.
Если это взрослый человек, то по имени и отчеству.
Если нарушил правило, то извиниться и попросить прощения.
Молодцы. Ребятки, а помните, мы договорились, что вы с родителями поищите стихи про ваше имя. Кто-нибудь нашел? (дети читают стихи о своем имени).
Отлично. Каждое имя по-своему красиво. Но, запомните, не имя красит человека, а человек свое имя. Вы вырастите, будите делать добрые дела и прославите свое имя. Как вы думаете, мы справились с первым заданием? (да). Тогда перевернем одну часть фотографии.
- А куда мы с вами идем? Я что-то забыла. (Ответы детей).
А вот и вторая поляна. На этой поляне два задания – одно трудное, другое чуть – чуть легче.
Задания двух уровней:
Карточка с правом на имя – дети должны подобрать соответствующие картинки.
Шесть символов с правами – дети подбирают соответствующие сказки.
Подумайте, кто какое задание будет выполнять. Но здесь есть правило : работу выполняем все вместе, дружно, советуясь. Нужно выбрать капитанов.
После выполнения заданий – взаимопроверка.
Как вы думаете, можно перевернуть еще одну часть фотографии?
Нам осталось пройти еще одно испытание. Впереди трудная дорога. Баба Яга проверяет, какие вы дружные, умеете ли помогать друг другу. (Дорожка с нестандартным оборудованием – пройти между цветами и бабочками, перебраться через широкую и глубокую яму, где нет моста). Дети ищут выход из этой ситуации.
Переворачиваем последнюю часть фотографии. Появляется подсказка – кровать. Дети находят Правика в спальне.
- Какое доброе дело мы сделали? (Спасли Правика).
- Вы рады? Так давайте порадуемся.
- Какой фишкой отметим наш поступок? (Красной).
Ребятки, а Правик говорит, что он знал и надеялся на вас. Что вы обязательно его спасете, и приготовил для вас медали. Вот они. Раздаю детям медали «Юному спасателю».
- А все ли вы уже знаете о праве на имя? (да).
- А кто такой тезка? Хотите узнать?
Давайте об этом поговорим на следующем занятии.