Ирина Шишкина
Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н.
Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на коррекцию речевых нарушений у детей 5-6 лет;
Выступление учителя-логопеда Вишняковой Е. Ю.
Публикация «Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ „Развиваемся, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Сегодня мы расскажем вам о словесных играх, которые могут быть использованы для развития речи дошкольников в кругу семьи.
Предлагаем Вам интересные и занимательные речевые игры, по дороге домой.
Упражнение: «Отгадай предмет по названию его частей».
Взрослый перечисляет части предмета, а ребенок называет этот предмет.
Например: Кузов, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, листья, кора, корни, крона (дерево).
Или наоборот упражнение «Пять частей».
Назови пять частей грузовика, дерева, дома, самолета, лица и т. д. Считай слова, загибая пальцы на руке.
Упражнение: «Про что можно сказать …».
Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, ответив на вопрос: «Про что можно сказать …».
Свежий – воздух, огурец, хлеб, ветер.
Старый – дом, пень, человек, ботинок.
Игровое упражнение: «Пуговки - помощницы».
Взрослый предлагает перечислить действия, которые можно совершить с указанным предметом, и сосчитать слова с помощью пуговок.
Шоколад: его можно купить, подарить, посыпать на мороженное, им можно угостить друга, украсить торт.
Огурец: нарезать, почистить, помыть, сорвать.
Игровое упражнение: «Подбери слово»
Взрослый называет звук и передает мяч ребенку, ребенок называет слово на заданный звук.
Игровое упражнение: «Закончи слово».
Взрослый называет первую часть слова, а ребенок вторую, когда ребенок бросает мяч обратно, называет целое слово. Например: Взрослый «Са», ребенок «ни», «Сани».
Игровое упражнение: «Раздели слова на слоги».
Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить ребенку произносить слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Далее мы предлагаем вам игры, в которые можно поиграть дома.
Упражнение: «Дополни предложение».
Взрослый называет любое слово, а ребенок добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее.
Светило солнце;
Ярко светило солнце;
На небе ярко светило солнце;
Упражнение: «Подружи слова».
Взрослый произносить слова, и предлагает ребенку «подружить» их и произнести предложения правильно.
Жеребенок, лужайка, по, бежать.
Рома, топор, дрова, рубить.
Далее я передаю слово музыкальному руководителю: Царевой Ирине Николаевне.
Выступление музыкального руководителя Царевой И. Н.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика: «Утречко», «Поросята».
Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти: «Длинные клювы», упражнение можно выполнять с прищепками (ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках).
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы, у аиста и журавля (О. И. Крупенчук)
Игра с палочками «Дождик».
1 2 3 4 5 (стучим палочками) -
Вышел дождик погулять (палочками по очереди по полу)
Шел неспешно, по привычке
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке (палочкой о палочку)
По газонам не ходить! (двумя палочками по полу одновременно)
Дождь вздохнул тихонько: ох! (палочкой о палочку)
И ушел. (стучим концами палочек)
Газон засох (положить палочки).
Игра «Научи матрешек танцевать» - упражнения на формирование чувства ритма.
Игровой материал: большая и маленькая матрешки.
Взрослый отстукивает большой матрешкой несложный ритмический рисунок, предлагая ребенку воспроизвести его. Затем образец ритма для повторения может задавать ребенок взрослому.
Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
Упражнение «В Африке» (обезьянки – кривляки, сердитый тигр, испуганный тушканчик).
Далее я передаю слово педагогу-психологу Шишкиной Ирине Евгеньевне.
Выступление педагога - психолога Шишкиной И. Е.
Основными показателями умственного развития дошкольника являются развитые по возрасту психические процессы: мышление, восприятие, внимание, память и речь. У детей с общим недоразвитием речи, как показываю результаты психологического мониторинга, недостаточно развиты те или иные психические функции. В дошкольном возрасте развивать их необходимо через интересные для ребенка игры.
Ведь, игра – это не только удовольствие и радость для ребенка. Педагог А. Л. Шлегер писала: «Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. В игре открывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта ребят». А педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, развить способности, подчас не догадываясь об этом.
Предлагаем вашему вниманию игры, на развитие психических процессов, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома, на прогулке, в поездке.
Игра «Я вижу.».
Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы, которые он видит.
Взрослый: «Давай, кто больше предметов назовет, которые нас окружают? Я вижу стол. А ты, что видишь?»
Ребенок: «А я вижу окно».
Взрослый: «А я вижу люстру».
И так далее, пока не перечислите все предметы, которые находятся в зоне видимости.
Игра «Найди предметы похожие на круг, треугольник.»
Взрослый предлагает ребенку вспомнить или найти в своем окружении предметы похожие на круг (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Игра «Сравни предметы».
Взрослый показывает ребенку два предмета, например женскую туфлю и мужскую туфлю, и предлагает назвать, чем эти два предмета отличаются и чем похожи.
Игра «Будь внимателен».
Взрослый произносит 10 слов. Ребенок должен постараться запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношение к осени (дождь, листопад, мороз, грибы, жара, утро, метель и т. д.)
Игра «Слушаем слова».
Нужно заранее договориться с ребенком, что взрослый будет произносить самые разные слова, среди которых будут встречаться, например, названия домашних животных. Ребенок должен успеть хлопнуть в ладоши, когда услышит эти слова. Можно в процессе игры менять тему заданных слов и движение, которое должен совершить ребенок, а также усложнять игру, сочетая 2 и более тем и, соответственно, движений.
Игра «Нос-пол-потолок».
Взрослый называет в разном порядке слова: нос, пол, потолок и совершает соответствующие движения: дотрагивается пальцем до носа, показывает в потолок и в пол. Ребенок повторяют движения. Затем взрослый начинает путать ребенка: продолжает произносить слова, а движения делать то правильно, то неправильно (например, при слове «нос» показывает в потолок и т. д.). Ребенок должен не сбиться и показывать правильно.
Игра «Найди лишнее слово».
Взрослый называет серию слов и предлагает ребенку определить, какое слово является «лишним».
Например:
Яблоко, груша, огурец, апельсин.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Храбрый, злой, смелый, отважный.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, брюки, туфли, свитер.
Игра «Угадай, что я загадала».
Взрослый загадывает слово (название животного, растения, овоща, фрукта и т. д., а ребёнок с помощью вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет», должен это слово угадать.
Например: взрослый загадывает слово «Слон». Ребенок с помощью вопросов пытается выяснить, какое слово (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, а взрослый отвечает только «да» или «нет», пока ребенок не угадает задуманное.
«Уважаемые родители, семинар - практикум подошёл к концу и хотелось бы вам пожелать следующее: играйте со своими детьми! Ведь постоянные диалоги с ним учат ребенка мыслить, сравнивать информацию, обобщать ее, побуждают его задавать вопросы и находить на них ответы. Спасибо за внимание!