Людмила Васильченко
НОД «Многоэтажные здания села. Звук [ы] и буква ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: познакомить детей с буквой «ы»
Задачи:
• Уточнить артикуляцию звука [ы];
• Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
• Познакомить детей с образом буквы ы;
• Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Публикация «НОД „Многоэтажные здания села, Звук [ы] и буква ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• Уточнять представления о строительных деталях, деталях конструкторов, способах соединения, свойствах деталей и конструкций
(высокие конструкции должны иметь устойчивые основания, в совместном конструировании.
• Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения.
• Формировать навыки пространственной ориентации
• Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре и прыжках.
• Развивать ловкость в упражнениях с мячом.
Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, конструкторы разных видов, гимнастическая скамейка, мячи, скакалки.
Содержание организованной деятельности детей
Дети стоят в кругу с воспитателем.
- Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какое сегодня число?
- А день недели?
- А какие занятия у нас в среду?
- Чем мы занимаемся на занятиях по обучению грамоте? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки).
- А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
Дети называют звук [ы].
- Молодцы, правильно назвали – это звук [ы], чтобы научиться произносить этот звук правильно, давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют.
- Звук [ы] – гласный.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
- Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],
На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.
Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков : у, а, э, ы, о, у, и, ы.
– А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы].
Дети садятся за столы.
- Ребята, вы уже знаете, что у каждого слова есть свой домик.
- В какой домик мы поселим звук [ы]? (В красный)
- Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).
- Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).
- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Даже домик у звука [ы] многоэтажный.
- Ребята, скажите, а у нас в селе сколько этажей у самого высокого здания? (Три)
Давайте построим многоэтажные дома для звука [ы]
Работа с конструкторов тройками.
Молодцы, ребята, я думаю, что ваши дома очень понравятся звуку [ы] и его зрузьям
Физминутка: игра «Научись показывать».
Покажите на окно, покажите на дверь,
Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.
Покажите на стол, покажите на стул,
Покажите на друга, кто чуть не уснул.
Покажите на головку, покажите, где ступня,
Покажите где колени, покажите на меня.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
- Эта буква всегда маленького роста.
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
- Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
Упражнение «Покатай карандаш».
- А сейчас возьмите карандаш, покатайте его в пальчиках и нарисуйте подружку для буквы ы.
Работа в тетрадях.
ы – буква сытая, несет брюшко набитое.
- У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?
Вырастала репка,
Желтая и крепкая,
Перед домом свекла
Смотрит прямо в окна.
Корешочком удалась,
Поедим ее мы всласть.
И моркови урожай
Сладкой, сочной собирай.
Упражнение «Посолим суп» для развития щепоти
- Пузатенькая буква ы очень любит покушать. Она варит суп из овощей и солит его.
- Варит картошку и солит ее (упражнение).
- А что еще готовит буква ы? (Дети перечисляют разные блюда и соответствующее солят).
Итог
- Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?
А сейчас выходим на улицу и немного поупражняемся.
• Равновесие — ходьба по гимнастической скамейке боком пристав-ным
шагом с мешочком на голове, руки на пояс
• Прыжки на двух ногах вдоль шнура, перепрыгивая через него
справа и слева, продвигаясь вперед, используя взмах рук (длина шнура
3-4 м).
• Переброска мячей (большой или средний диаметр) друг другу па-рами,
стоя в шеренгах (расстояние между детьми 2-2,5 м).