Ольга Ковалевская
НОД «Путешествие в прошлое утюга» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад № 3 с. Екатеринославка
«Дюймовочка»
Подготовила: Ковалевская О. П.
воспитатель 1 квалификационной
категории
2024 г.
Конспект НОД «Путешествие в прошлое утюга» для старших дошкольников
Публикация «НОД „Путешествие в прошлое утюга“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Цель: познакомить детей с историей возникновения утюга.
Задачи:
Образовательные : познакомить детей с историей возникновения утюга, расширять представления детей о многообразии утюгов, понимать, что человек создаёт разные предметы для облегчения труда в быту, обогащать словарь словами : «рубель», металлический утюг, угольный утюг, современный электрический утюг, закреплять правила безопасного обращения с утюгом.
Развивающие: развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Развивать логическое мышление, связную речь.
Воспитывающие: воспитывать желание знакомиться с предметами прошлого, умение слушать друг друга и дополнять.
Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие»
Виды деятельности игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская деятельность.
Методы и приё мы: сюрпризный момент, художественное слово – загадка, путешествие в прошлое, дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Правила безопасного обращения с утюгом», «Электрические приборы в нашем доме».
Материалы и оборудование: конверт с загадками, две ширмы, печка, стол, лавки, валек и рубель, угольный утюг, угли, утюг металлический, утюг современный.
Для детей: предметные картинки с изображением разных утюгов.
Ход НОД
Вводная часть.
- Я рада вас приветствовать здесь в этом зале.
Собрались все дети в круг встают в круг
Я твой друг руки к груди
И ты мой друг протягивают руки друг к другу
Крепко за руки возьмёмся берутся за руки
И друг другу улыбнёмся улыбаются
- Ребята я пришла сегодня на работу, а на столе у меня лежал конверт от Бабушки – Рассказушки и в нем записка.
«Ребята если хотите узнать, в какое путешествие вы сегодня отправитесь и с каким предметом прошлого познакомитесь, вы должны отгадать загадку. С уважением Бабушка – Рассказушка».
- Согласны отправиться в путешествие?
- Закройте глаза, повернитесь вокруг себя, и произнесите слова: «Три раза вокруг себя обернусь и в прошлом окажусь!»
- Итак, мы с вами очутились в русской избе (убираю ширму там стоит печка и русская утварь на ней. Рассматриваем предметы быта)
- А вот о каком предмете мы будем более подробно говорить, узнаете, отгадав загадку.
Я не хвастая скажу, всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые – с морщинками, со складками.
Уходят очень милые – весёлые и гладкие!
2)В полотняной стране, по реке простыне
Плывё т пароход: то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать (утюг)
- Вы правильно отгадали загадки, и сегодня мы отправимся в прошлое …. (утюга)
Основная часть
- Но прежде давайте внимательно рассмотрим современный утюг. У кого дома есть такой же утюг. Кто может рассказать, как и что можно делать таким утюгом (спрашиваю 3 – 4 детей)
- Ребята, а кто из вас знает, как надо обращаться с утюгом, чтобы не случилась беда.
1) Пользоваться утюгом могут только взрослые.
2) Нельзя оставлять утюг включенным в розетку.
3) После того как погладили нужно поставить утюг на специальную подставку.
Изучение нового материала.
- Теперь пора отправляться в путешествие, чтобы узнать о прошлом утюга, о том, как люди разглаживали свои вещи, или они ходили в мятой одежде? (варианты детей)
ПОКАЗ МУЛЬТФИЛЬМА ФИКСИКИ про утюг
- Ну, а теперь давайте подробнее рассмотрим данные утюги
садитесь на стульчики и послушайте рассказ.
Давным - давно, когда ещё не было вас, не было ваших родителей и даже ваших бабушек и дедушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду, они её отжимали, встряхивали и вешали сушить. После сушки они туго наматывали бельё на палку, которая называлась ВАЛЁК и толстой ребристой палкой, которая называлась РУБЕЛЬ передвигали палку с бельём (показ).
- Кто из вас хочет попробовать так погладить бельё? (2 ребенка пробуют)
- Удобно гладить бельё таким способом?
- Чем неудобно? (бельё тяжело каждый раз наматывать и разматывать, и остаётся много складок)
- Потом люди заметили, что одежду может хорошо разгладить тяжёлым предметом, к тому же горячим. И придумали угольный утюг. Это тяжёлая коробочка с заострённым носиком, которая открывалась и закрывалась. В коробочку накладывали горячие угольки. Угольки нагревали утюг и им гладили вещи.
- Как вы думаете, удобен такой утюг? Почему? (Надо чтобы всегда под рукой были горячие угли, углями можно обжечься, они быстро остывают, от углей пачкалась одежда)
Физкультминутка.
- Ребята люди в то время не только работали, но и отдыхали, пели песни, частушки, устраивали посиделки и играли в подвижные игры. Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую – народную игру «У Маланьи у старушки»
У Маланьи у старушки.
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей – все без бровей.
Вот с такими глазами, вот с такими ушами,
Вот с такими носами, вот с такими усами,
Вот с такой головой, вот с такой бородой.
Ничего не ели, на нее глядели.
И делали вот так.
- Отдохнули, пора и за дело приниматься. Делу время, а потехе час.
- О каком утюге мы сейчас говорили?
- Угольный утюг был неудобен, и люди придумали другой утюг. Его сделали из тяжёлого металла - чугуна, в него не нужно было накладывать угли. Утюг ставили на открытый огонь или печку, ждали, пока он нагреется, а потом гладили.
- Чугунный утюг разогревался очень долго не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали : их стали делать парными с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся. (СЛАЙД 1, 2)
- Такой утюг был удобен? (Нет. Он был тяжелый, надо было долго ждать, пока он прогреется. Утюг быстро остывал).
- Человек постоянно стремился как-то облегчить свой труд и придумал много вещей, которые ему помогали. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током. Это были простейшие утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор, которым можно было регулировать температуру нагревания, и таким образом гладить разные ткани, не боясь их прожечь. А сейчас современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Такие утюги мы с вами рассматривали в начале нашего путешествия.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что сначала, что потом?»
(1 ребенка вызвать к доске распределять картинки)
- Перед вами карточки с изображением утюгов. Расставьте их по порядку. Каким утюгом (предметом) сначала гладили, каким потом и до современного.
Заключительная часть.
- Ребята, наше занятие подошло к концу. У меня в корзинке лежат карточки с разными утюгами. Возьмите по одной и скажите, Что нового узнали? Что на занятии вам больше понравилось? Что запомнилось?
- Мне тоже понравилось с вами путешествовать. А теперь нам надо возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова «Три раза вокруг себя обернись и в детском саду окажись!»
- Спасибо. Занятие окончено.