Екатерина Иванова
НОД для старшей группы «Земля-наш общий дом» по ФЦКМ
▼ Скачать + Заказать документы
Нод для детей старшей группы (5-6 лет) «Земля - наш общий дом!» по формированию целостности картины мира в области «Познания».
Программное содержание.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира) ; «Физическая культура»; «Коммуникация»; «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цель: расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
Задачи :
Публикация «НОД для старшей группы „Земля-наш общий дом“ по ФЦКМ» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;
• Закреплять понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух;
• Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.
Материалы и оборудование: диск с музыкой Чайковского, мяч, символические изображение (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, солнце, воздух, вода, карта мира, глобус, стихи, загадки, карточки из альбома «Береги живое», зеленые галстуки, ручки с зеленой пастой
Словарная работа: глобус, планета Земля, суша, живая и неживая природа.
Содержание организованной деятельности.
1. Вводная часть.
Играет музыка И. Н. Чайковского «Времена года». Дети сидят на стульчиках.
В: Предлагаю вам отправится в мир природы. Как вы думаете, что это такое?
Д: Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.
Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. Ребята, назовите, какую природу вы знаете?
Почему живое? – дышит, питается, растет, размножается. Это цветы, деревья, животные, птицы, насекомые.
Почему не живое? Не дышит, не растет, не размножается. Это луна, камни, песок.
Ребята, а стул, стол, машина, дом это природа? Нет, эти предметы созданы человеком. Ребята что нужно для того чтобы все росло и развивалось?
Тепло + питание + вода + воздух.
В: Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру, «Живая и неживая природа».
Дети встают в круг и по очереди передают мяч по кругу, называя при этом предметы живой и неживой природы.
В: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы). А как можно назвать наш общий дом? (Вывешиваю карту мира).
Д: Земля.
В: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. (беру в руки глобус) Что это такое?
Д: Это глобус.
В: Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
Д: Она круглая, похожа на шар.
В: Каким цветом обозначена на глобусе суша?
Д: Коричневым, светло-коричневым, жёлтым, зеленым.
В: Много ли на нашей планете воды?
Д: Воды больше, чем суши.
В: Каким цветом она обозначена на глобусе?
Д: Вода обозначена синим, голубым цветом.
В: А где живет вода? Вода это ручьи, реки, озера, моря и океаны.
В: А можете назвать какое – нибудь море? Черное море, Каспийское море, Белое море. В морях какая на вкус вода – соленая.
В: А что это за голубые пятна на суше? Это озера.
В: Какая вода в реках на вкус?- пресная, не имеет вкуса. А какие рыбы водятся в реках? - пресноводные.
Дидактическая игра: «Рыбки плавают в реке»
Дети выпускают в реку пресноводных рыб. Называют их: сом, карась, лещ, окунь, щука. А вот еще одна рыбка осталась, мы ее можем выпустить в реку. Нет, это акула она хищная живет только в морях и океанах в соленой воде.
В: Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете?
Д: Венера, Марс, Юпитер и т. д.
В: На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко. А прочитают нам стихи: Надя Г, Кирилл О, Даша Н (дети читают стихи)
2. Основная часть
В: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жизнь невозможна. А что именно - вам подскажут загадки:
Не огонь, а больно жжет.
Не пекарь, а печет.
Д: Солнце
Воспитатель вывешивает символы. Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Д: Нет
В: Почему?
Ответы детей.
В: Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него прожить не можем.
Дети. Воздух
В: А без воздуха можем мы прожить?
Д: Нет
В: Почему?
Дети: Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.
Воспитатель вывешивает пустой лист бумаги.
В: Почему на картинке ничего не изображено?
Д: Потому что воздух – невидимый.
В: Воздушная оболочка Земли - как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.
Следующая загадка:
Меня пьют, меня льют,
Всем я нужна, кто такая я?
Д: Вода
В: Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему?
Ответы детей
В: Без воды невозможно существования всего живого:
Повсюду, где бежит вода
Цветёт земля, цветёт страна…
Вот, что даё т природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня вокруг свежий воздух, светит солнце, скоро зажурчат ручьи.
В: Какие времена года вы знаете? И какое время года сейчас?
Д: Зима, весна, лето, осень. А сейчас зима.
В: Да, дети. Зима. Я предлагаю отдохнуть и поиграть:
Пальчиковая игра «Мороз»
Вот пришёл к нам мороз. Ладошками хлопаем по коленям, изображая шаги
Щиплет щёки, щиплет нос. Щиплем щёки и нос
Ручками помашем, Машем руками
Ножками попляшем Топаем ногами
Раз- два - три, раз- два –три, Имитируем движение при лепке
Будем мы лепить снежки.
Раз- два – три - четыре- пять, Сжимаем пальчики
Будем пальчики сжимать.
Уходи, мороз седой Машем рукой
Да с лохматой бородой! Приставляем запястья к подбородку, двигаем пальцами.
Физкультминутка
Рыбы весело резвятся
В чистой тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
(дети делают движения на ковре, повторяем 2-3раза)
В: Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Д: Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.
Звучит фонограмма звуки леса. Что вы услышали. Ответы детей шум листвы, пение птиц, жужжание насекомых. Дети подойдите к магнитной доске. Рассмотрите деревья назовите их.
Игра : «С какого дерева упали листья и семена»
Пение, каких птиц вы услышали. Какие бывают птицы: зимующие и перелетные, почему их так называют. Почему перелетные птицы улетают в теплые страны? Чем питаются зимующие птицы? Какие птицы последними улетают в теплые страны? Почему? Назовите птиц, которые прилетают первыми из теплых стран это грачи.
Раньше в народе смотрели на прилет птиц и определяли, какая будет весна.
- Ранний прилет грачей к ранней весне.
- Грачи на горе, весна на дворе.
Какие птицы прилетают последними? Ласточки.
Почему? Они насекомоядные, прилетают, когда становится очень тепло и появляется много насекомых.
Дидактическая игра: «Зимующие и перелетные птицы».
Ребята где, летают птицы в небе в воздухе. Как вы думаете для чего птицам воздух, чтобы дышать, помогает летать. Можно ли увидеть воздух? Воздух прозрачный, невидимый, но его можно почувствовать подуйте на ладошку. А что такое ветер это движение воздуха.
Загадки о насекомых;
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. Бабочка.
Он пищит, когда летит
А укус его болит,
С хоботком, хотя не слон
Кто скажите дружно он. Комар
Бабочка, комар, стрекоза это кто? Что общего у насекомых и чем они отличаются? Как помогают насекомые растениям. Они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений. А паук это насекомое или нет?
Красненькие крылышки
Черные горошки
Кто это гуляет по моей ладошке.
Божья коровка.
Почему у нее такой окрас. Питаются ли птицы этими жуками?
Игра: «Кто лишний»
- Бабочка, воробей, комар, жук.
- Божья коровка, кузнечик, паук, пчела.
Животные в лесу.
Заселите наш лес дикими животными. Назовите жилища диких зверей.
Белка живет в дупле, медведь в берлоге, лиса в норе, волк в логове. Какие животные впадают зимой в спячку? Ребята посмотрите вот еще животные жираф, слон, зебра давайте их поселим в лесу. Как вы думаете, смогут эти животные выжить зимой в наших лесах? Вот мы и заселили наш лес птицами, насекомыми, животными, стало много деревьев в лесу. Давайте напомним правила поведения в лесу.
- Не кричи, не пугай животных.
- Не рви цветы.
- Не ломай деревья
- Не разоряй гнезда.
- Не сори в лесу. Убирай за собой мусор.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Вам понравилось путешествовать. Какое задание вам показалось легким? Какое трудным? Мне ребята понравилось, как вы занимались. Вы были активны. Вы много знаете о нашей планете.