Вениченко Ирина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми средней группы «Земля — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся, подарим им свои улыбки.
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям игру на эмоциональное разыгрывание.
Воспитатель: А теперь давайте подарим улыбки друг другу:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми средней группы „Земля — наш общий дом!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас сегодня в космическое путешествие. Давайте представим себе, что мы с вами садимся в космический корабль.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: И так, приготовились! Внимание! Пуск! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это?
Слайд 1 (Планета Земля)
Воспитатель:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар,
Что она — большущий шар.
Что это за шар, который мы увидели из Космоса?
Ответы детей (планета Земля)
Воспитатель: Послушайте стихотворение о планете Земля, которое подготовил для нас Игорь.
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется Земля.
Воспитатель: Почему нашу планету называют голубой планетой? Кто знает, что означает синий цвет, который мы видим на планете?
Ответы детей (Это вода - ручьи, реки, озёра, моря, океаны).
Воспитатель: На планете Земля очень много воды, ведь на Земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Без воды жизнь погибнет. Человек, например, может прожить без воды только 7 дней.
Воспитатель: А почему Земля – это твоя, моя или точнее наша планета?
Ответы детей (Потому что мы живём на этой планете)
Воспитатель: Только на нашей планете Земля существует жизнь.
Воспитатель: А кто живёт на планете Земля?
Ответы детей (растения, насекомые, рыбы, птицы, звери и люди, т. е. мы с вами)
Воспитатель: Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете обитателей планеты Земля. Мы с вами поиграем в игру «Назови одним словом». Я буду называть различных животных, а вы мне будете называть слово, которое обозначает группу, к которой они относятся.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые)
Окунь, акула, лещ. (Рыбы)
Синица, воробей, снегирь. (Птицы)
Белка, мышь, лиса, собака. (Звери)
Воспитатель: А где живут животные на нашей планете?
Ответы детей (в воде, в горах, в лесу, в пустыне, в поле, в земле, рядом с человеком)
Воспитатель: Поиграем в игру «Где чей дом?». Я буду кидать вам мяч и называть животное, а вы возвращая мне мяч, будете говорить где его дом.
Дидактическая игра «Где чей дом?»
Верблюд, щука, белый медведь, лиса, кошка, акула, ворона, снежный барс, пингвин, муравей.
Воспитатель: Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Посмотрите, сколько всего замечательного на Земле!
Слайд 2 (показ серии слайдов о многообразии жизни на Земле)
Воспитатель: У всех жителей планеты Земля одна общая голубая крыша - это небо, под ногами общий пол – это земля, по которой мы ходим. Один на всех источник света, который нам светит и согревает нас – это солнце, один общий водопровод – это дождевые и снежные тучи и один вентилятор тоже общий – ветер. Земля – наш общий дом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, но всё ли в порядке у нашей планеты?
Слайд 3
Ответы детей (Земля грустная, она плачет)
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а когда Вы плачете или грустите?
Ответы детей (когда нам больно, нас обижают)
Воспитатель: А как вы думаете, почему плачет планета Земля?
Ответы детей (у неё что-то случилось, у неё беда, её кто-то обидел или у неё что – то болит)
Воспитатель: Земля живая, и как всё живое, она может заболевать. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар.
Воспитатель: Земля просит о помощи. Хотите помочь своей планете?
Ответы детей (Хотим)
Воспитатель: В одном лесу нашей планеты случилась беда. Нам нужно срочно возвратиться из нашего космического путешествия обратно на землю и отправиться туда, посмотреть, что же произошло.
В: Сейчас мы с вами скажем волшебные слова и окажемся в лесу.
Воспитатель вместе с детьми : Раз, два, три, повернись и в лесу ты очутись. Посмотрите, мы очутились с Вами в лесу.
Слайд 4 (Лес)
Звучит музыка леса
Воспитатель читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»
Воспитатель:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Стоят деревья. Под деревом имитация речки (ткань). На ткани разбросан различный мусор. Сидит девочка, одетая в костюм речки, и «плачет».
Воспитатель: Слышите, кто – то плачет.
Подходят к девочке, переодетой речкой.
Воспитатель: Что случилось речка, почему ты плачешь?
Речка: На моем берегу отдыхали люди. Они весь мусор побросали в воду. Вода стала очень грязной, и погибло много рыбок!
Воспитатель: Не печалься, реченька, твоей беде мы поможем. Ребята, что нужно сделать с мусором?
Ответы детей (собрать в пакеты и выбросить в мусорный контейнер)
Игра «Очистим планету от мусора»
Все дети с целлофановыми пакетами убирают оставшийся на поляне «мусор», складывают в одно место (корзину).
Воспитатель: Речка, посмотри, мы весь мусор убрали.
Речка: Спасибо вам большое.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь речке очистить воду, чтобы рыбы опять смогли в ней жить?
Ответы детей (мы можем её очистить с помощью фильтра)
Воспитатель: Речка, наши ребята умеют фильтровать воду.
Проводится опыт «Очистка воды» (воспитатель объясняет и показывает)
Воспитатель: Подойдите к столам. Перед вами в стаканах вода из нашей реки. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
Дети проводят опыт
Воспитатель: Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище?
Ответы детей (да)
Воспитатель: Речка, мы очистили твою воду, и теперь ты снова можешь радостно журчать, а в твоей воде снова будут плескаться рыбы!
Воспитатель: Послушайте стихотворение о планете Земля, которое подготовил для нас Дима
Хочу, чтобы вода в речке стала чистой!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда!
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная, прозрачная вода!
Речка благодарит детей и убегает
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в лесу. А в лесу много растений. Какие растения вы знаете?
Ответы детей (травы, деревья, кустарники, цветы)
Воспитатель: А зачем нужны растения?
Ответы детей (они лечат, очищают воздух, используются в пищу, просто для красоты)
Воспитатель: Да, главная работа растений – это очистка воздуха. Давайте проведем еще один опыт: попробуем закрыть рот и нос. Сколько времени мы сможем не дышать? (очень мало, несколько секунд).
Опыт «Воздух необходим для жизни»
Воспитатель: Правильно, ребята, человек может прожить несколько дней без пищи и воды, но без воздуха он может прожить лишь несколько минут. В чем мы сейчас и убедились. Всё живое на Земле не только нуждается в воде, но и дышит. Дышат растения, рыбы, животные и, конечно, человек.
Воспитатель: - Что же мешает воздуху быть чистым?
Показ слайдов (серия слайдов о загрязнении воздуха и вырубке лесов)
Воспитатель:
Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль.
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.
А чтоб построить нам заводы
Рубят лес и губят воды.
Стала грязной наша вода,
От растений нет и следа.
Отнят дом у наших зверей,
Птицам, рыбам плохо теперь.
Воспитатель: Посмотрите, заводы, дым, машины, газ – все это отравляет воздух на нашей планете. Как же помочь нашей планете?
Ответы детей (нам нужно как можно больше сажать деревьев, кустарников, цветов и беречь те, что уже растут)
Физкультминутка «Деревья»
Воспитатель: Сейчас я вас заколдую и вы тоже станете деревьями. Расставьте ноги на ширине плеч, представьте, что это ваши корни. Чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Поднимите свои веточки-ручки и пошевелите листочками-пальцами. А теперь помашите веточками-ручками. Слышите, какой ветер поднялся? Да, замечательные деревья выросли в нашем лесу. Но пора опять превращаться в людей.
Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Давайте поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли помочь нашей планете, мы убрали мусор, очистили воду, посадили деревья и наша планета снова улыбается.
Слайд 6 (Улыбающаяся планета)
Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы наша планета - Земля стала ещё прекраснее?
Ответы детей (да)
Воспитатель: Тогда давайте её вместе украсим: подарим ей птиц, насекомых, деревья, цветы, зверей, рыб. И планета нам будет благодарна.
Воспитатель: Сейчас мы с вами скажем волшебные слова и окажемся в саду.
Раз, два, три, повернись и в саду ты очутись.