Любовь Тепайкина
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Алатырь — река моя родная»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Алатырь – река моя родная».
Программное содержание:
- обобщать и конкретизировать знания детей о родном крае, о реке Алатырь, о природных ресурсах;
- развивать речь, память, мышление, активизировать словарь (исток, байдарка, каноэ);
- воспитывать любовь к родине, бережное отношение к природе; приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые.
Предварительная работа: работа по проекту «Моя родина».
Публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста „Алатырь — река моя родная“» размещена в разделах
Оборудование: карта республики Мордовия, картины с видами г. Ардатова, реки Алатырь, мультимедийный проектор, презентация, детская игра «Рыболов».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, скажите, что висит на стене?
Дети: Это карта республики Мордовия.
В: Что мы можем увидеть на карте?
Д: На карте мы видим сушу, реки и озера.
В: Одна из рек Мордовии, Алатырь, протекает в нашем городе. Ребята, вы видели реку Алатырь? Какая она?
Д: (ответы детей).
В: Сегодня я предлагаю совершить путешествие по нашей реке Алатырь.
Воспитатель просит детей закрыть глаза и расслабиться, сам произносит:
Речка, реченька Алатырь,
В гости мы к тебе идем,
Всех друзей с собой зовем.
Расскажи нам, речка, все свои секреты,
Дай, подруга речка, дельные советы.
Слышится плеск воды, ребята открывают глаза. На экране – изображение истока реки Алатырь.
В: Задумывались ли вы, как возникает река? У каждой реки есть начало - исток. У реки Алатырь тоже есть исток. Он находится в Нижегородской области и представляет собой небольшой светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Этот ручей течет и становится шире и полноводней, превращаясь в реку. Река Алатырь очень извилистая. Берега у реки чаще всего высокие и обрывистые.
Слышится плеск рыбы в реке.
В: Ребята, что вы слышите?
Д: (ответы детей).
В: В реке Алатырь водится такая рыба : карась, карп, ёрш, окунь, щука, лещ, сом (демонстрация на экране). Её очень много в нашей реке. Предлагаю поиграть в игру «Один – много».
Проводится словесная игра «Один – много» (карась – караси, карп – карпы, ёрш – ерши, окунь – окуни, щука – щуки, лещ – лещи, сом – сомы).
В: Очень часто по берегам рек можно видеть людей с удочками, которые ловят рыбу. Кто это?
Д: Рыбаки.
В: Предлагаю вам побывать рыбаками и самостоятельно поймать рыбу.
Проводится игра «Рыболов» (при помощи удочки с магнитом дети ловят рыбу).
Слышится детский смех и плеск воды.
В: Ребята, что вы слышите?
Д: (ответы детей).
В: Это смех детворы, которая купается в реке. В нашем городе есть пляж у реки Алатырь. В жаркую погоду очень приятно проводить время на пляже.
Демонстрируется изображение городского пляжа на реке Алатырь.
В: Ребята, вы любите отдыхать на пляже? Вы любите купаться? Вы умеете плавать?
Д: (ответы детей).
В: Ребята, я хочу с вами вспомнить правила безопасного поведения на воде, которые должен знать каждый и поиграть в игру «Разрешается - запрещается».
Проводится игра «Разрешается - запрещается».
Воспитатель произносит правила. Если это разрешается, то дети дружно говорят: «Разрешается», если это запрещается делать, то дети говорят: «Запрещается» :
- Купаться без сопровождения взрослых.
- Заплывать далеко от берега.
- Хватать людей в воде за руки, за ноги, за голову.
- Находиться долго в воде.
- Купаться в холодной воде.
- Заплывать на надувных матрасах далеко от берега.
В: Молодцы. Ну а мы снова отправляемся по реке Алатырь.
Слышны голоса болельщиков, овации.
В: Что это за шум?
Д: (ответы детей).
В: Эти звуки слышны на спортивных соревнованиях. На нашей реке часто проводятся соревнования по гребле на байдарках и каноэ. На реке Алатырь располагается тренировочная база, где тренируются молодые спортсмены.
На экране демонстрируется тренировочная база и тренировки спортсменов.
В: Ребята, как вы думаете, какие они, спортсмены?
Д: (ответы детей).
В: Правильно, спортсмены сильные, ловкие, выносливые. А еще они очень внимательные. Я вам предлагаю поиграть в игру на внимание «Суша – вода».
Проводится игра «Суша – вода».
Участники игры выстраиваются в одну линию. Ведущий говорит «Cуша!» или «Вода!». При слове «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» – назад. Ведущий может вместо слова «вода» сказать другие слова, связанные с водной тематикой, например: «море», «река», «залив», «океан»; а вместо слова «суша» – «берег», «земля», «остров», «камни». Те, кто прыгнул не так, как положено по правилам, выбывают из игры. Победителем становится последний игрок – самый внимательный. Игра проводится в быстром темпе.
Слышится сигнал тревоги.
В: Ребята, что вы слышите?
Д: (ответы детей).
В: Это тревожный сигнал. Речка просит нас о помощи. Посмотрите на экран и скажите, что угрожает реке.
На экране демонстрируются изображения:
- Водитель моет автомобиль возле реки.
- В воде плавает бытовой мусор.
- В воду сливаются отходы фабрик и заводов.
Д: (ответы детей).
В: Ребята, наша река Алатырь, как и все другие реки, может сильно загрязниться, если мы не будем о ней заботиться. Тогда в грязной реке нельзя будет купаться, в ней не будет водиться рыба. И я вас прошу никогда не загрязнять реку. Тогда она будет радовать нас своей красотой.
В: Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали о реке Алатырь?
Д: (ответы детей).
В: Ребята, мне понравились ваши ответы, вы – молодцы.